Реставрация идёт – пока это всё, о чём можно говорить с уверенностью. В распоряжении редакции оказались документы, позволяющие взглянуть на отчёты чиновников под иным углом. Нет, не усомниться в справедливости отчётов, а именно посмотреть на ситуацию по-другому.
Башня Громовая – центральный объект Смоленской крепости. Просто географически – «центрее» не бывает.
«При разработке проектов использовались данные ранее разработанных проектов, остальное зависело от добросовестности той или иной проектной мастерской, — рассказала нашему изданию Александра Андреева, реставратор, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS). — Проекты по башне Громовой и Днепровским воротам, разработанные ранее ООО «Еврогруп Спб», не содержали полного комплекса исследований, не имеют в составе разделов мер обеспечения сохранности объектов архитектурного и археологического наследия».
Новые проекты прошли экспертизу, фактически работам был дан зелёный свет. Реставрация началась в 2019 году. Планировалось, что работы пройдут в несколько этапов. Сначала всё пошло гладко: появилась строительная площадка, начались реставрационные работы. Заказчиком работ выступила Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. В мае 2020 года башня перешла в ведение АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). Это учреждение и стало заказчиком следующего этапа работ. Когда представители нового заказчика посетили объект, чтобы проверить проведённые работы, оценку этих работ они дали очень эмоциональную. Как говорится, не для печати. Решено было поставить ход реставрации под жёсткий контроль.
Понимая, что сразу и все участки крепости отреставрировать нереально, начать решили с самых болевых точек стены. АУИПИК выделил 19 миллионов рублей на противоаварийные работы, 100 миллионов – Министерство культуры на Громовую и 38-е прясло. Последовательность объясняется просто: большие работы требуют огромного количества людей. Им надо где-то жить, для реставрации нужно большое количество техники, материалов, это всё надо где-то хранить. В общем, для Смоленска такой наплыв рабочей силы был бы сомнительным удовольствием. Кроме того, в течение сезона стало необходимым отработать механизм взаимодействия с областным и городским руководством. Смоленские власти отнеслись к трудностям реставрации с пониманием, оказав посильную помощь и поддержку. Ожидалось, что башню Громовую откроют к 25 сентября 2020 года. Не вышло – реставрация затянулась и перешла на 2021 год. И опять понадобились дополнительные средства.
В течение осени 2020 года и зимы 2021-го представители заказчика обратили внимание, что есть несоответствие между заявленными работами по контракту и фактически выполненными. В распоряжении редакции оказались документы, которые дают основание предположить, что при реставрации могло иметь место завышение цен на материалы, а фактическое проведение некоторых видов работ вызывало серьёзные сомнения. Но тут нужны специалисты, способные точно определить, соответствуют ли объёмы и виды работ выполненным. Будет отлично, если эти предположения не подтвердятся, даже в случае внимательной проверки со стороны, например, правоохранительных органов или – чем чёрт не шутит — Счётной палаты. Работа на башне идёт своим чередом. Реставрация – это, совсем уж грубо говоря, кирпичи и доски, уложенные согласно проектам. Плюс коммуникации: вода и электричество – там, где это необходимо и заложено в смету.
Завершить реставрацию всех участков крепости изначально планировали к лету 2022 года. Если судить по темпам работ, сроки имеет смысл подкорректировать в сторону увеличения. Злополучное прясло № 21, часть которого обрушилась, загадочным образом не попало в первоначальный проект. Теперь областная власть намерена просить дополнительных денег у Минкульта на дополнительный ремонт. А это ещё время: нужен проект, нужна экспертиза, нужны аукционы. В общем, отчитаться можно, но хвалиться особо нечем.
Ещё перед началом реставрационных работ активные смоляне предлагали проводить общественный контроль над ходом и качеством работ. Но, по мнению экспертов, такую деятельность могут вести специалисты, в частности, ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Отделение ВООПИК в Смоленске есть. Представители столичного общества пытались расшевелить смолян, но пока без особых успехов.
И, наконец, совсем уж отдалённая перспектива. Предполагается, что после реставрации Смоленскую крепостную стену передадут в музей. И будет всем туристическое счастье. Не совсем так. Для размещения экспозиций необходимо отреставрированный объект приспособить. Приспособление – это ещё один проект. А значит, время и деньги. Ещё надо знать, под что приспосабливать: под смотровую площадку или постоянную экспозицию. И станет ли эта экспозиция действительно востребованной. В этом случае показателен пример «Музея счастья» в башне Маховая. Но это уже другая история.