В Министерстве просвещения хотят создать образовательный минимум для подготовки учителей. Цель – обеспечить равное качество подготовки педагогов. Новые стандарты коснутся только педагогических вузов. СмолГУ к таковым не относится. Кому нужны новые стандарты?
Образовательный минимум для будущих учителей разрабатывает Министерство просвещения. Об этом сообщает «Учительская газета» со ссылкой на выступление замминистра Анастасии Зыряновой. По мнению представителя ведомства, необходимо установить разумные требования по соотношению практической предметной и методической подготовки. Однако стричь всех под одну гребёнку Минпросвещения не собирается. Для проверки соответствия кадров студентам хотят организовать проверку знаний на первом и выпускном курсе.
Три года назад приказом Министерства науки и образования ввели стандарты для каждого вуза. В документе чёрным по белому: вуз вправе определять сам программу подготовки будущих учителей. Но программа должна соответствовать общепринятым требованиям. Другими словами: готовьте в вузах специалистов так, как считаете нужным, только чтобы они могли потом работать в школах. Демократично и по делу. Новая инициатива Минпросвещения коснётся только педагогических вузов. Наш СмолГУ к таковым себя не относит и вертикаль подчинения у него несколько иная. Новшества Минпросвещения сюда «прилететь», по идее, не должны. Хотя практически на всех направлениях есть подготовка будущих учителей.
Желание федеральных чиновников «стандартизировать стандарты», не всегда понятно. Обладатель педагогического диплома априори должен системно знать предмет и методику его преподавания. Дальше начинается ежедневная работа в школах. Её качество зависит от настроя самого специалиста и – не в последнюю очередь – уровня заработной платы. У нас происходит какая-то неразбериха: дипломированного специалиста пытаются регулярно чему-то учить, накидывая отчётность, бумажную волокиту и новые требования и графики их выполнения. Понятно, что молодые специалисты в школах особо не задерживаются, а средний возраст смоленского учителя примерно в диапазоне 40+.
В этой связи возникает вопрос: если образовательный минимум не коснётся всех будущих учителей поголовно, зачем тогда он нужен? Потом, если стандарты разработают, кто их станет претворять в жизнь? Ведь наставникам будущих учителей тоже надо освоиться в новой реальности. И если конечная цель – это хорошие знания и здоровье наших детей, может имеет смысл подумать о престиже самой профессии? Чтобы туда приходили именно те, кто хочет и умеет учить, получая при этом достойную заработную плату и имея время для отдыха и повышения квалификации не «по указке сверху», а по ощущаемой профессиональным чутьём необходимости.