Стратегию распланировали до 2030 года. Целевые показатели, на которые хочет выйти городская власть, впечатляют. Речь идёт о демографии, развитии образования, культуры, туризма, ЖКХ. В общем, «здесь будет город-сад». Разбирать полочкам весь документ – долго. Но некоторые пункты заставляют обратить на себя внимание.
Наша сила – наша слабость?
Сильными сторонами разработчики стратегии считают географическое положение, научно-технический потенциал, обеспеченность энергоресурсами, туристическую привлекательность, развитую транспортную сеть и свободные торговые площади. Слабость – демография, отток кадров, мало денег, неполная занятость, высокий износ фондов производственного назначения, транспортной, дорожной и коммунальной инфраструктур. То есть, дороги есть, но неважнецкие, потенциал огромен, но не используется, планов громадьё, а работать некому.
Вместе весело шагать…
«Динамичное развитие экономической и социальной сфер города Смоленска» – данный сценарий предполагает активное взаимодействие всех групп городского населения, прежде всего городского сообщества, бизнессектора и органов власти, преодоление экономических последствий распространения коронавирусной инфекции». Это цитата из стратегии. Преодолевать последствия коронавируса будем вместе – никуда не денемся. Активное взаимодействие всех групп населения? Власть осторожно подходит к начинаниям извне, зато свои собственные инициативы продвигает со скоростью сверхзвука. Парковка на улице Ленина, Пушкин с няней на стене объекта культурного наследия, граффити на набережной заметно изменили облик города. Вопрос – в какую сторону. Мнение общественников и активистов в коридорах власти слушают. Только всегда ли слышат?
Молодым везде у нас дорога
Почему-то молодые и активные стараются уехать. Да, у нас сильная высшая и общеобразовательная школа, неплохая подготовка. Но перспективных специалистов, как горячие пирожки, расхватывают более «зубастые» внешние конкуренты, предлагая зарплату, жильё и соцпакет в ближних и дальних регионах. Ещё молодые смоляне заканчивают вузы в других областях и становятся полноправными жителями столиц и экономически развитых регионов. В Смоленск возвращаются, но далеко не все. А когда приезжают к родителям, порой приходят в тихий ужас от особенностей провинциальной жизни на чистом воздухе. В эпоху трудовой мобильности и дистанционной занятости заманить спеца на малую родину можно либо хорошим калачом либо сытными плюшками. Только где их взять?
За чей счёт банкет?
Неясно, как заявленные в стратегии направления развития изменят жизнь провинциального города. Денег у Смоленска нет. Источники в федеральных структурах говорят о том, что наш город для «центра» особого интереса не представляет. Хотя это тема для дискуссии. В итоге получается, что для развития нужны людские ресурсы, которые тают на глазах, комфортная среда, ставшая притчей во языцех и деньги, которые ещё надо выбить и грамотно освоить. Возникает ощущение, что вся стратегия развития – это больше лозунг, чем вдумчивая аналитика. Для программного документа сойдёт. А первый итог оценим по 2024 году, когда сравним заявленные цифры с реальными.