По официальным данным с начала 2022 года мобильные фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) совершили 676 выездов и приняли 16437 пациентов, но на деле оказалось всё не так радужно.
Многострадальные передвижные ФАПы, о которых рассказывали и в местных СМИ, и на федеральных каналах, вновь оскандалились. Приобретённые в рамках национального проекта «Здравоохранение» 17 автомобилей за 5,6 млн рублей каждый, оказались не только в минимальной комплектации, но ещё и с низкой проходимостью по бездорожью. Учитывая, что ФАПы были куплены в районы области, остаётся только гадать, в каком из мест застрянет многомиллионное приобретение.
По информации департамента Смоленской области по здравоохранению от 15 марта сего года, мобильные пункты, пройдя огонь, воду и бюрократические трубы, всё-таки поступили в работу. Но вот только проверку они не прошли — активисты Народного Фронта решили проверить, как ФАПы отрабатывают выезды по графику. Активисты добрались до точки “икс”, нашли одного единственного жителя, который сообщил, что никакой пункт или фельдшер к нему не приезжал, а за медицинской помощью он обращается в соседнее Крутое.
Возглавила проверку Марина Сафонова — член ревизионной комиссии РО ОНФ в Смоленской области и координатор национального проекта «Здравоохранение». Она направлялась на поиски ФАПов по графику, полученному в областном депздраве. Вот только группу каждый раз постигало фиаско. Никто из жителей отдалённых деревень, которые включены в «график визитов», в глаза не видел чудо-машину, а медицинскую помощь люди получают только в экстренных случаях при вызове бригады скорой помощи.
Не видели ноу-хау везде, куда ФАПы должны были приезжать: ни в Шишках и Фролово Хиславичского района, ни в Шумилово под Велижем. Одну из дорогостоящих машин активисты нашли до сих пор простаивающей в гараже под замком.
Судя по всему, график составляли по «формальному принципу»: главные врачи ЦРБ просто сделали табличку, не опираясь ни на какие данные, ведь депздрав «просто попросил написать, мы и написали. А денег для такого количества выездов с такой частотой, как этого требует законодательство Российской Федерации и использования этого передвижного пункта, к сожалению, у больницы нет». Такова точка зрения Марины Сафоновой.
Сами автомобили тоже нельзя оставлять без внимания. Авто сделан на базе «Газели», в салоне нет места для фельдшера, нет кушетки, на которой можно было разместить для осмотра больного, также невозможна транспортировка больного в медучреждение, потому что его некуда положить. ФАП, который должен обладать высокой проходимостью в условиях плачевного состояния дорог в области, может запросто прилечь «на пузо» и застрять, а пока его вытащат, может пройти немало времени.
Два года назад мы сообщали, что ФАПы гниют в гаражах. Видимо, с тех пор мало что изменилось и из движимости они постепенно превращаются в недвижимость.