Кадровую дыру в Смоленской области затыкают «Земским учителем»

Главные новости
Региональный департамент по образованию утвердил перечень вакансий по программе «Земский учитель» в 2023 году. Три из шести вакансий приходятся на районные центры, ещё три — на сельские школы. Вытащит ли «Земский учитель» сельскую школу? Есть большие сомнения.
Размышления у парадного отчёта

В программе «Земский учитель» которая работает на территории Смоленской области, приняли участие девять человек. Хотя реальная потребность школ в квалифицированных преподавателях исчисляется десятками. Эта информация в открытом доступе. Правда, данные только на текущий год. И тем не менее, департамент образования сообщает:

«Перечень должностей сформирован исходя из потребности Смоленской области в восполнении вакантных должностей учителей в общеобразовательных организациях области», — сообщает паблик «Подслушано Смоленск» со ссылкой на ведомство.

То есть, по мысли чиновников, шесть вакансий — это всё, что нужно районам Смоленской области. Возникают вопросы к департаменту: они сами свои документы внимательно читают? И если да, то почему такая разница? Если дело в том, чтобы просто отчитаться, что программа работает, тогда вопросов нет. Парадный…простите, хороший отчёт — это святое. Известно ведь, что чем крепче сон у начальства, тем спокойнее спится и подчинённому.

Три пишем, два в уме…

Ну, хорошо, пусть будет шесть вакансий на область. Пусть это будет «дано» в условиях задачи. Программа «Земский учитель» в России работает с 2020 года.

«С начала действия программы в Смоленской области ее участниками стали 9 педагогов», — эту фразу цитируем полностью.

Итак, девять педагогов за два года. В среднем, по четыре с половиной учителя в год. А уже сейчас требуется шесть специалистов. Вряд ли на будущий год количество желающих сильно поменяется. Исходя из чуть натянутого сравнения, можно сделать предположение, что хвалёная федеральная программа пробуксовывает на самом старте. Почему желающих почти нет? Ответ очевиден.

Анатомия земского учителя

Для участия в программе «Земский учитель» надо подать заявку. Её рассмотрит конкурсная комиссия. Требования к кандидату — это педагогическое образование, возраст до 55 лет и желание переехать в сельскую местность вдали от локации основного проживания. Плюсом будет педстаж 10 лет, наличие степени или научных работ. Таким переселенцам предлагается осесть в выбранном месте на пять лет. За это обещают миллион рублей единовременно. И тратить можно на что хочешь. Но такая «морковка» прельщает далеко не всех. Первый минус — жильё не обещают. Могут дать, а могут и нет. И миллион в этом случае улетает на решение жилищных проблем. 

Вот, например, на следующий год требуется учитель начальных классов в Гусинскую среднюю школу. Не знаем, дают ли там жильё. Средний ценник на более или менее приемлемый дом начинается от полумиллиона рублей. Подчёркиваем, деревенский дом с печкой и водой в колодце. Плюс обустройство. Вот и ухнул миллиончик. А дальше надо как-то пять лет жить. На учительскую зарплату не разгонишься. Получается, то на то и выходит. Возникает простой вопрос: зачем искать приключений в отдалённой местности, если их можно найти и дома?

Сетка координат

При ближайшем рассмотрении у «Земского учителя» минусов больше, чем плюсов. Главный минус — пять лет фактической привязки к глубинке. Без вариантов вырваться, если предложат что-то лучше. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», — говорили когда-то крепостные крестьяне. Плюс к этому, учителя — люди с высшим образованием. Считать умеют. Обещанные финансы разлетятся очень быстро. Так что и эта «морковка» не всегда сработает в полную силу.

Вся ситуация похожа на попытку заткнуть дыру деньгами. Деньги когда-нибудь закончатся, а дырка никуда не денется. Чтобы специалист рванул «поднимать целину», у него должны быть ясные перспективы. А в российских сёлах пока перспектива одна — медленное вымирание.

SmolNarod.ru