Выпускники российских школ 2020 года оказались перед выбором будущей профессии, которая будет действительно востребована в период экономической нестабильности. Таким профессиям обучают в Международной академии современных технологий, функционирующей в Смоленске. О процессе обучения, трудностях работы в небольших городах и тонкостях профессии – рассказывает визажист, стилист из Смоленска Ирина Ермаченкова.
Ирина окончила Смоленский государственный университет (СмолГУ) и в 2010 году устроилась работать преподавателем по визажному искусству в Международную академию современных технологий. Около четырех лет проработала в колледже, обучая студентов визажному мастерству и гриму.
— Как вы стали педагогом по визажному искусству?
— Я пришла в профессию через искусство, мой путь становления происходил от обратного. Многие девочки приходят в профессию визажиста,основываясь на том, что в детстве они видели косметику у мамы, им это нравилось и вдохновляло. А у меня получается противоположная история, я в детстве не особенно увлекалась макияжем. На собственный выпускной в школе была целая трагедия в плане того, что там некому было меня накрасить, потому что в семье не было культуры нанесения макияжа. Я закончила художественно-графический факультет в СмолГУ и работала сначала учителем рисунка и живописи, колористики, цветоведения. Потом так получилось, что на специальности косметика и визажное искусство мне предложили просто попробовать реализовать себя в новой профессии. Екатерина Казакова (заместитель директора Международной академии современных технологий) сказала, почему бы вам не попробовать, так как у искусства и макияжа много смежных точек с искусством изобразительным. Я сначала очень не хотела этим заниматься, мне казалось, что там абсолютно нет ничего общего. Но в итоге попробовала и поняла, что действительно точек сопряжения предостаточно – цвет, форма, анатомия. Поэтому я пришла как художник, и искусство в макияже для меня это как работа на холсте, но только холст этот не плоский, а имеет рельеф человеческого лица.
— Как строятся ваши занятия по визажу и гриму?
— Всегда практическим занятиям предшествует теоретический блок, практика без подкрепления теории сама по себе значима конечно, но неполноценна. Сначала студенты изучают теоретические базы (основы), а затем применяют знания на практике. Проработав педагогом, потом сотрудником и вернувшись к преподаванию, я четче вижу, что нужно начинающему мастеру и чего ему не хватает для того, чтобы он реализовался в профессии. В академии достаточно широкий пласт работы с макияжем и он не ограничивается только работой с лицом, но еще боди-арт и грим. Я сначала выстраивала свои методики по работе со студентами, потому что методического опыта в введении таких неклассических дисциплин особенно не было. Я придумывала свои какие-то оригинальные методы, чтобы студентов приобщать к боди-арту и мы пытались наш холст расширить.
Сейчас, например, появились веяния по работе с фейс-чартом, когда на бумаге делается эскиз макияжа. Раньше он делался достаточно условно, схематично, а сейчас это возвели в ранг особой техники. Мы со студентами занимаемся сначала лекционно, потом работаем на бумаге, создаем фейс-чарт, который помогает поставить руку, чувствовать цвет, сочетание. Работа с бумагой, с распечатанным лицом и создание эскиза приближает на шаг к реальному клиенту человека, который никогда не трогал руками чужое лицо. Потому что это ведь определенный стресс, у начинающих специалистов часто много фобий по этому вопросу (вдруг у меня холодные руки или вдруг я поцарапаю и прочее). Потом мы начинаем работать в режиме демонстрации макияжа, я провожу свой авторский мастер-класс по разным техникам и видам макияжа, показываю на модели и стараюсь делать это сразу вкусно и красиво с фотофоном и специализированным освещением. Показываю, как снять на камеру, как сфотографировать стадии до и после, потому что современный стилист-визажист не только должен уметь хорошо накрасить, но и хорошо себя преподнести и «продать» для того, чтобы быть актуальным специалистом.
— Продолжаете ли вы проходить дополнительное обучение?
— Да, постоянно. Это обязательный фактор, потому что индустрия не является классической. Она постоянно меняется, изменяются требования и курсы повышения квалификации имеют постоянный характер, плюс сейчас помогает развиваться и онлайн-обучение.
— Есть ли у визажистов специализация?
— В крупных городах конечно визажист может реализовать себя в разных специализациях, например, визажист-гример, свадебный стилист. Есть специалисты, у которых визаж является дополнительной сферой деятельности, а основной — косметология или парикмахерское искусство. В Москве, например, гример может реализоваться полностью, в Смоленске гример – это только работник театра, либо аквагример. Специалисты, работающие в event-индустрии, занимаются созданием оживающих скульптур, оформлением шоу. Есть визажисты, которые работают только на фото- и киносъемках. В Смоленске эти сферы деятельности в основном в симбиозе. Самой востребованной категорией являются вечерние макияжи и свадьбы.
— Что в преподавательской деятельности нравится больше всего?
— Мне нравится, когда получаешь отдачу от студентов, когда ты смотришь на аудиторию и видишь понимающие глаза. А также результат работы на фотографиях и моделях. Когда ты понял, что поняли тебя. Нравится, когда я вижу наших выпускников, которые не бросили профессию и реализовались в ней.
— Какими знаниями и качествами должен обладать абитуриент, чтобы поступить в академию на специальность «Прикладная эстетика»?
— Во-первых, обязательно должно быть желание работать в индустрии и понимание того, что профессия, которую они будут осваивать, она в первую очередь рабочая. Во-вторых, они должны понимать, что профессия дорогая и здесь не получится прийти на нее с одной тетрадкой и ручкой и проучиться четыре года. Профессия требует вложений, расходные материалы отчасти предоставляет колледж, но если ты хочешь дальше работать, ты должен приобрести кейс косметики, кисти, для работы с ногтями – свой личный инструмент, чтобы тренироваться и иметь возможность подрабатывать. Многие наши студенты уже работают во время обучения. Также требуются дальнейшие вложения в себя. Я на первой лекции сразу говорю, что здесь мы получаем лишь первую ступень от вашей высокой-высокой башни в профессии. И не нужно строить иллюзий о том, что сейчас вы закончите обучение и станете мастером-визажистом на 25 лет вперед.
— Какими качествами должен обладать визажист?
— Любовь к людям, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, творческое начало.
— Самый длинный рабочий день?
— Конкурсный день, там рабочий день длился почти сутки (выполнение только одного конкурсного задания длится 6 часов). На показах мы работаем по десять часов с непрерывным потоком моделей. С невестой работа не столь продолжительна, но она реализуется не в самое удобное время (раннее утро), плюс на выезде визажист должен сразу подстраиваться под условия.
-Какие главные составляющие успеха в профессии?
— Мобильность, гибкость мышления, способность подстраиваться под обстоятельства, готовность к постоянным переменам, особенно в ситуации, которая сейчас складывается. Ты понимаешь, что работать с клиентами очно не представляется возможным и ищешь другие возможности. У визажиста должно быть постоянное движение в сторону своей профессиональной деятельности.
— Сколько зарабатывают визажисты?
— Начинающий визажист, если мы говорим о Смоленске, может ничего не зарабатывать. Начинающий специалист зарабатывает портфолио и репутацию. И это тоже необходимо. Например, я после декрета вернулась к этапу работы Time for print (TFP), когда модель, фотограф и визажист собираются и работают бесплатно для того, чтобы всем пополнить портфолио. И только после этого появляются реальные клиенты и начинается заработок. Хорошо, если на первом этапе работа будет выходить в ноль. Для старта сейчас можно работать на каком-то бренде, следующий этап -формирование базы постоянных клиентов. Визажист-стилист в среднем может зарабатывать 50-60 тысяч рублей. Заработок зависит от сезона (новогодние корпоративы, свадьбы, выпускные), остальное время визажист должен думать, чем же он будет заниматься – организовывать обучение или брать фотосессии. В Смоленске за последние пять лет фотосессии «прокачали» себя. Визажист, работающий при фотостудии, получает неплохой функционал, так как работает на потоке клиентов и учится делать это быстро, такая же практика и на модных показах. Для начинающего визажиста хороши такие мероприятия, как неделя моды. Тебе дают моделей и не нужно тратить время на их поиск. По итогу может быть получишь кадры, а может и нет, но имена стилистов прописывают и они фигурируют. Также для старта можно попробовать стать спонсором мероприятий, они помогают «подтянуться» в профессии.
— Расскажите о перспективах профессии
— В Смоленске перспективы ограничены, но можно выйти на международный уровень своей профессии. Есть проекты, в которые можно попасть из крупного города, например, на стажировку за границу и остаться там работать как специалист. Можно профессию воспринимать как нечто смежное, не просто как макияж для макияжа, а макияж как та радость, которую ты несешь человеку, когда клиентка чувствует себя более женственной, нежной, ухоженной и уверенной. Меняется сама косметика, средства, которыми работает мастер. Обязательно нужно придумывать что-то новое, чтобы быть востребованным, если ты будешь таким как все, то ты не будешь никому интересен. Сейчас есть смежная область работы с перманентным макияжем, в которой тоже можно неплохо зарабатывать. Хочется верить, что профессия будет существовать, но я думаю она будет меняться и перетекать в смежные отрасли.
Более подробно с «Международной академией современных технологий» можно ознакомиться на сайте www.mkst-smolensk.ru
а также в нашей группе ВКонтакте: https://vk.com/club163218091
Телефоны: 65-54-73
62-40-79