В последний день октября в России отмечается День работников следственных изоляторов и тюрем. Эту профессию сложно назвать открытой (как минимум, потому что работают специалисты в местах как раз-таки закрытых от большинства глаз населения нашей страны).
Чтобы разобраться, из чего складываются будни работника СИЗО и как организована связь между заключенными и внешним миром, журналист SmolNarod в преддверии праздника побывал в известном всем смолянам здании на проспекте Гагарина – следственном изоляторе №1.
30 килограммов на одного человека
Каждую конфету – разрезать, каждую сигарету – прощупать или надломить, каждый пакетик чая – пересыпать… Так происходит досмотр всех передачек, которые приносят в СИЗО друзья или родственники заключенных.
Занимаются этой работой Лилия Ахремцова – младший инспектор дневной смены, старший прапорщик внутренней службы, с напарницей Еленой Ильенковой – младшим инспектором отдела режима и надзора, старшим прапорщиком внутренней службы. Ее рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера. За это время через руки специалиста может пройти и 10, и 20, и 50 посылок разного объема и содержания.
– Какого-то фиксированного количество передач, которые мы с моей сменщицей принимаем ежедневно, нет, – поделилась Лилия Викторовна. – Когда-то приходит больше людей, когда-то меньше. За последние пару недель самое большое количество посылок и передач составило 58, самое маленькое – 17.
Ограничений по их количеству нет. Однако общий вес всех посылок и передач одному человеку за месяц не должен превышать 30 килограммов. Все это четко фиксируется в специальных документах.
– В принципе можно принести и 30 килограммов за раз, а потом здесь месяц не появляться, а можно ходить хоть каждый день и приносить понемногу. Как кто решит, как кому удобнее. Главное – не превысить суммарный вес всех передач за месяц, – подчеркнула сотрудница УФСИН.
Хлеб можно, дрожжи нельзя
Чаще всего заключенным приносят чай, кофе, конфеты, сушки, специи, сигареты и спички. К крупным праздникам этот список несколько меняется, например, к новому году могут начать приносить ананасы.
Перечень того, что передавать запрещено, достаточно обширен. И речь сейчас не только о наркотиках или оружии, а, например, об электронных сигаретах и всех приспособлениях к ним, домашней консервации, срок годности которой не представляется возможным установить, дрожжах, алкоголе, любых других напитках или продуктах в стеклянной и металлической таре.
То, что доставить все-таки можно, принимается по специальной форме: сыпучие товары – в отдельных прозрачных пакетах, сигареты – вынуты из пачек и тоже сложены в пакеты.
Как только посылка или передача попадает в руки к Лилии Викторовне, она начинает ее тщательно проверять. Сначала все содержимое необходимо взвесить, затем – просмотреть и прощупать на предмет «контрабанды». Для этого на ее столе – набор дощечек, предусмотренных, например, для масла, хлеба, мясных изделий.
– В обязательно порядке мы все разрезаем, внимательно изучаем, нет ли внутри чего-либо запрещенного. Каждую конфетку, каждый фрукт. Помню случай, когда апельсин накачали чем-то алкогольным. Тогда по запаху все сразу стало понятно, – подчеркнула специалист. – Вообще я работаю здесь уже давно и могу сказать, что глаз у меня наметан. Иногда даже по поведению человека понимаю, что в его посылке явно будет что-то не то. Такие посетители всегда больше нервничают, суетятся.
Подозрительные сигареты и слипшиеся конфеты
По словам сотрудников СИЗО, смоляне не часто прячут в посылках что-либо запрещенное, но иногда такие ситуации все-таки случаются. Например, за минувший год произошло всего пять таких прецедентов (попытки передачи наркотических веществ, спиртосодержащих жидкостей, дрожжей).
Обычно пытаются передать заключенным сим-карты для телефонов, наркотические вещества, гарнитуру. «Традиционное» место для того, чтобы спрятать «санкционку», – сигареты.
– Некоторые сигареты с первого взгляда выглядят подозрительно. Обычно запрещенные предметы прячут в фильтрах. Такие сигареты более помятые, фильтр выглядит уже потрепанным, это очень бросается в глаза, – поделилась опытом Лилия Ахремцова.
Удивить профессионала необычной находкой уже сложно, но есть несколько эпизодов, которые ей запомнились больше всего:
– Однажды принесли довольно большой сверток, внутри – слипшиеся шоколадные конфеты. Стали их разделять, разрезать, а там – три маленьких сотовых телефона, покрытых шоколадной глазурью.
Другой случай: в пакете с кофе удалось найти шесть странных шариков темно-коричневого цвета размером около 4-5 миллиметров каждый, замаскированных под гранулы растворимого напитка. Оказалось, что это были наркотические вещества.
«Поймаем на месте»
Если в посылке обнаруживается «контрабанда», то гражданин, принесший передачу, задерживается для выяснения обстоятельств.
– Каждый предупрежден о персональной ответственности по статье 19.12 КоАП «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания». Задержанный дает объяснения, мы составляем протокол об административном правонарушении и направляем материалы в суд для принятия решения, – пояснила Лилия Викторовна.
В том случае, если сотрудница находит в передаче вещества, похожие на наркотические средства, на место тут же вызываются сотрудники полиции.
Для справки:
В этом году в нашем регионе профессиональный праздник отмечают 500 сотрудников, несущих службу и работающих в настоящее время в следственном изоляторе №1 города Смоленска и следственном изоляторе №2 города Вязьмы.
Стоит отметить, что следственный изолятор – учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Также СИЗО выполняет функцию исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных здесь для отбывания наказания в отряде хозяйственного обслуживания.
А вот тюрем на территории Смоленской области нет. В разговорной речи слово «тюрьма» часто используется для обозначения любого учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором содержатся осужденные или подозреваемые и обвиняемые. Однако это неправильно. Тюрьмы — отдельный вид исправительного учреждения. Они предназначены для осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также за отдельные преступления, такие, как терроризм, захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования, угон самолета, поезда или водного судна, захват власти. Также в тюрьмах содержатся осужденные из числа особо опасных рецидивистов и те, кто был переведен сюда из исправительных колоний за злостное нарушение порядка отбывания наказания.