Произведения Александра Ларюцкого можно увидеть от Швейцарии, до Казахстана
Старые ложки, вилки, подковы, куски арматуры и баллоны для фреона – это не просто набор ненужных предметов из металла, а рабочий материал смоленского скульптора Александра Ларюцкого. Из самых обыденных вещей и металлолома он создает настоящие произведения искусства (причем не только скульптуры, но и панно, мебель и арт-объекты).
Журналист SmolNarod побывал в мастерской творца и узнал секреты «второй жизни» подков и топоров.
Красота в глазах смотрящего
Александр Ларюцкий уверен: увидеть красоту можно везде. Даже в том, что любому человеку на первый взгляд покажется ржавой железкой. Главное – правильно смотреть.
– Например, из ложек у меня получаются удивительные птицы. А из подковы – звездочеты. Если разрезать ее пополам – как раз выйдет спина старика. Надо добавить голову, руки, ноги и вот он, сидит, смотрит на звездное небо, – поделился скульптор.
По мнению мастера, художественный потенциал есть практически у любой вещи, даже у ручки от дачной тяпки. А чтобы его разглядеть, Александр часто обращается к окружающей его природе. Именно в ней смолянин видит главный источник вдохновения и гармонии, без которой, он убежден, ничего сотворить не получится. Например, в прошлом году, к созданию новых работ скульптора подтолкнула поздняя весна.
– Вокруг все было серое, грустное, весна долго не начиналась, и мне захотелось создать что-то яркое. Тогда я придумал ворону, которая делает зарядку. Она такая утренняя, свежая, позитивная. Сделал несколько птиц, выполняющих разные упражнения, раскрасил в яркие цвета, и стало легче с окружающей серостью мириться, – рассказал мастер.
Теперь ему предстоит повторить эти работы, только в несколько ином масштабе. Смолянину поступил заказ из Казахстана на создание целого «вороньего моста». По задумке вороны-гимнастки должны расположиться на столбах и перилах пешеходного мостика.
Сарафанное радио
Отвечая на вопрос, откуда о смоленском скульпторе узнали в Казахстане, Александр с улыбкой сказал «сарафанное радио».
«Рекламу» мастеру делают его работы и клиенты. Например, популярностью пользуются «Улитки Сальвадора Дали», которые несколько лет назад были установлены в Смоленске рядом с КВЦ имени Тенишевых. Довольно быстро заполучить такую же красоту себе захотели жители других городов нашей страны, а потом и зарубежных государств. Так смоленские улитки поселились в Швейцарии и Германии:
– Был заказ на улиток из Цюриха. Один раз делал специально для известного дизайнера в Германии. Недавно позвонили из тверского Калязина, в этом городе есть единственный в России музей улитки. Там уже выставлено несколько моих работ, а теперь делаю для них еще одну красавицу весом в 100 килограммов.
К слову, процесс создания такого моллюска никак не назовешь простым: сначала Александр собирает каркас из арматуры, потом обшивает его листами металла, например, из разрезанных баллонов для фреона. Особое внимание мастер уделяет телу улитки:
– Она же по сути своей не гладкая. Вот и стараюсь передать «фактуру», чтобы она стала как можно более «живой». После этого зачищаю швы, обрабатываю кислотой против ржавчины, крашу.
Не улитками едиными
Заказы мастеру поступают, конечно же, не только на улиток. Например, одной из самых крупных работ Александра стал декор бара в Москве. Тогда скульптор сделал и украшения (тематические металлические панно), и мебель – барные столы и стулья.
Однако сейчас смолянина больше всего занимает работа со скульптурами малых форм из топора.
– В какой-то момент я понял, что по форме рабочая часть топора чем-то напоминает крыло, – поделился скульптор. – И задумался: может быть, действительно, труд возносит человека, как ангела в высоту творческого полета. Так получилась уже серия ангелов из этого простого орудия труда…
Каждая фигурка – уникальна. Какой-то из ангелов читает книгу, какой-то – смотрит на экран смартфона, какой-то – кормит собаку.
– Один из моих любимых – это дедушка, совсем старенький ангел уже. Частично он сделан из вилок. Идет с палочкой, ему трудно, и наклоняться тоже трудно. Но он видит собаку, простого дворового пса, и не может не подарить ему спасение, – пояснил одну из своих задумок мастер.
Многие из работ, так или иначе, затрагивают тему семьи:
– У меня нет детей, и может быть поэтому, я такое внимание уделяю семейным сюжетам. Мне очень нравится, например, ангельская семья – такая тонкая, душевная получилась работа. В этих ангелах, впрочем, как и в любой другой моей скульптуре, остается частичка моей собственной души.
К слову, на создание такой фигурки у скульптора уходит примерно три дня. По словам Александра, это – достаточно большой срок. Для сравнения: сделать мотоцикл с гораздо большим количеством деталей, мастер может быстрее, чем за сутки.
– Ангела создать сложнее. Да, деталей меньше, но они должны «заиграть». Чтобы у топора появилась душа, нужно приложить много усилий, – добавил Александр.
Смоленские звездочеты, коты и собаки
Сегодня многие из работ Александра Ларюцкого можно увидеть на улицах Смоленска. И это не только улитки возле культурно-выставочного центра, но и пес Полкан, расположившийся совсем рядом, у ступеней КВЦ, и Кот-кукловод возле театра кукол, и маленький ангел, приземлившийся на лавочке регионального отделения Союза дизайнеров России…
Мастер уверен: Смоленску нужно больше городских скульптур. И это не история про самолюбование, желание заработать денег или еще громче заявить о себе. Это история про любовь к городу.
– Обязательно нужно больше скульптур устанавливать. Город от этого только выиграет: оживет, станет интереснее для туристов. Нужно обыгрывать дома, фасады, фонари. Было бы здорово, например, расположить где-нибудь маленького фонарщика старинного, зажигающего огни по вечерам, – предложил вариант Александр. – Или, как раньше делали хозяева лавок, вывесить вместо надписи «Булочная» — калач, вместо «Аптеки» – чашу со змеей, вместо «Ремонт обуви» – сапог.
Другая идея смолянина снова связана с ангелами. Скульптор планирует создать велопарковки для улицы Октябрьской революции и украсить их фигуркой небожителя, едущего на старинном трехколесном велосипеде.
В качестве примера города, где скульптура максимально органично вписалась в урбанистический контекст, Александр приводит Тулу с «Левшой, подковывающим блоху».
– Эта скульптура передает уникальность города, его культурную идентичность. Было бы хорошо, чтобы и в Смоленске появился аналогичный символ, – считает скульптор, добавляя, что он точно готов к этому приложить свою руку.