Смоленский «Атомэнергосбыт», пользуясь кабальными условиями заключенного договора, пытается истребовать долг за воровство электроэнергии со «старшего по счетчику». Пока президент и правительство снимают с бизнеса нагрузки, так как он несёт важную социальную функцию в столь тяжёлый для Родины час, энергетики, прикрывшись инструкциями и кабальными договорами, «кошмарят» предпринимателей ни за что.
ООО «Дорожник» занималось уборкой, ремонтом и обслуживанием дорог в городе Вязьма. В распоряжении фирмы имелся старый асфальтобетонный завод (АБЗ). Рядом с территорией завода, на их собственном земельном участке, располагается подстанция МРСК в которой на стене висит электросчетчик ООО «Дорожник». Договор электроснабжения завода был подписан с энергетиками ее первым собственником. АБЗ старой конструкции отличался хорошим «аппетитом» на электроэнергию, которая использовалась для разогрева битума. За это «Дорожник» платил энергетикам сотни тысяч рублей в месяц. Ввиду столь значительных расходов «на свет», на возможные потери, которые, как выяснилось позднее, были поставлены на поток другими пользователями линии, никто особого внимания не обращал. До поры до времени.
За себя и за того парня
«Мы никогда не вникали в договор электрификации, но, наверное, стоило это сделать. Дело в том, что от подстанции, через наш счетчик, отходит еще несколько веток, от которых запитано три гаражных кооператива, АЗС, административное здание и ряд других объектов. Постепенно мы пришли к выводу, что наш завод нерентабелен. Конкуренты открыли новый завод, где разогрев битума велся с помощью газа. И мы решили свой завод порезать на металлолом. Электрический кабель на свой завод мы отрубили, остались только те потребители, которые запитаны от нашего щитка. И тут в первый же месяц нам приходит счет на 25 тыс рублей. Мы идем разбираться с энергетиками, а они нам заявляют: вы сетевая организация! Мое сетевое хозяйство – это счетчик и 70 см кабеля», — рассказывает экс-директор ООО «Дорожник» Михаил Атрощенков.
Как выяснили предприниматели, «отрубленный» кабель от порезанного на металлолом завода не избавил их от обязанности платить по счетам. Только счета эти приходили не за хозяйственную деятельность «Дорожника», а от других абонентов, подключенных к электросчетчику. На счет «Дорожника» энергетики начали вешать все потери, которые несет «Атомэнергосбыт» от деятельности так называемых субабонентов «Дорожника». Удобство для энергетиков несомненное: чтобы покрыть убытки, им нужно всего-навсего вычитывать чужие показания из показаний «Дорожника», а все, что потерялось или украдено – вешать на его счет. Как оказалось, соответствующие обязательства были прописаны в договоре.
Как следует из документа, который фигурирует в материалах судебных разбирательств, граница балансовой принадлежности между ПАО «МРСК-Центра» и ООО «Дорожник» выполнена в соответствии с правилами и нормами. Документы технического порядка скреплены печатями и подписями. При производстве расчетов расход вышеуказанных субабонентов минусуются с расхода прибора учета электроэнергии ООО «Дорожник». Расход, предъявляемый «Дорожнику», определяется с учетом технических и коммерческих потерь субабонентов.
Энергетики дали прежнему собственнику кабальный договор, считает Михаил Атрощенков. В данном случае ООО «Дорожник» по документам проходило как сетевая организация. При этом договоры субабоненты заключали не с «Дорожником», а с «АтомЭнергоСбытом». Никакой финансовой выгоды от этого транзита «Дорожник» не извлекал. То есть фактически он был назначен «старшим по счетчику». Первого собственника ООО вынудили его подписывать, не оставив выбора – или так, или никак. Предприниматели попытались расторгнуть договор, однако энергетики им отказали, поскольку, согласно документу, он не может быть расторгнут без согласия субабонентов.
Положили «на счетчик»
В 2017 году Атрощенков решил продать фирму. 17 марта 2017 года официально обесточили предприятие – рубильник был опущен, предохранители вынуты, а щиток опломбирован. Сообщили энергетикам, комиссионно зафиксировали факт самоограничения. С этого момента потреблять электроэнергию «Дорожнику» стало невозможно технически. Однако на этом проблемы не закончились. Смоленский «АтомЭнергоСбыт» каждый месяц начислял ООО «Дорожник» 25-30 тыс рублей за потери в сети и воровство субабонентов, после чего подавал на «Дорожник» в суд, пытаясь истребовать растушую месяц от месяца задолженность с организации.
Новый собственник ООО «Дорожника», столкнувшись с претензиями энергетиков, первым делом написал заявление на ликвидацию организации. Однако в связи с финансовыми претензиями вопрос решался небыстро. В общей сложности ликвидация юрлица затянулась на два года, за которые от энергетиков «натикало» свыше 1 миллиона рублей. На этом основании «СмоленскАтомЭнергоСбыт» подал иск о банкротстве «Дорожника», согласно которому директоры организации были привлечены к субсидиарной ответственности. По юридическим нормам, субсидиарная ответственность – это финансовые «прегрешения» организации, которые были допущены после признаков банкротства. В течение трех лет энергетики заваливают суды претензиями в адрес ООО и его руководителей требованиями привлечь к субсидиарной ответственности по долгам «Дорожника».
«Я писал им письма, пытался объяснить, что у них воруют электричество. Однако вместо того, чтобы поверять счетчики и выявлять потери, они просто вешают свои убытки на “крайнего”. Они мне так и отвечают – у нас для этого и договор так составлен, чтобы всегда был “крайний”. Зачем им куда-то ходить и кого-то проверять, если у них есть я! Сами себе придумали долг, от которого я не смог отсудиться, а потом начали брать меня измором в судах, чтобы я им его выплатил. Взять с меня они ничего не могут, но действовать на нервы конкурсный управляющий может профессионально», — рассказывает Атрощенков.
Мнение юристов
Как показывает практика, поверка счетчика не является панацеей. Известны случаи, когда процедура проходила не в пользу абонента, результатом чего становились финансовые претензии к потребителям. Одну из таких историй нам рассказал юрист Владислав Т.:
«В мае 2022 года к моему доверителю, индивидуальному предпринимателю, владельцу стоматологического кабинета, пришли сотрудники для поверки счетчика. Зашли в кладовое помещение и обнаружили повреждение на пломбе. Причем повреждение было незначительным, и металлическая часть пломбы была цела.
Составили акт о безучетном потреблении электроэнергии. Предыдущая поверка по счетчику у него была год назад. И если ранее он в месяц платил за электроэнергию 3-4 тыс рублей (кабинет расположен в квартире-хрущевке), то они за год ему насчитали по нормативу около 120 тыс рублей.
Через 10 дней ему отключили свет. Клиника не работает, возможности получать доходы нет, платить нечем. В итоге предпринимателю все-таки пришлось оплатить эту сумму. Затем он отправил прибор на поверку на завод, и там установили, что никаких нарушений в работе прибора не было. Предприниматель обратился в суд о возврате денежных средств».
С «сюрпризами» от энергетиков могут столкнуться не только предприниматели, но и безработные пенсионеры.
«Мой доверитель – пенсионерка, проживающая в Смоленском районе, — рассказывает юрист Евгений С. — Представители «Россетей» приехали к ней с поверкой. Воспользовавшись тем, что в доме находится одинокая пожилая женщина, они совершили повреждение пломбы, на основании чего был составлен акт о безучетом потреблении.
Прибор учета был изъят без составления каких-либо документов, что исключает возможность проведения экспертизы в суде и опровержения их доводов о безучетом потреблении. В итоге пенсионерке за безучетное потребление за три месяца начислили порядка 600 тысяч рублей задолженности.
Сейчас спор идет в суде между «Россетями» и «Атомэнергосбытом» по взысканию убытков от потери электроэнергии. Если они выигрывают спор, «Атомэнергосбыт» возмещает «Россетям» эту задолженность, а потом регрессно обращается с исковым требованием к фактическому потребителю. Пока мой доверитель привлечен к делу в качестве третьего лица, но это потенциальный ответчик в будущем».