Во вторник, 26 сентября, в Смоленске состоялось торжественное открытие нового памятника. Милиционер Викторин Курицын вновь занял свой пост под часами на пересечении улиц Ленина и Большая Советская.
И вроде бы новость хорошая, и памятник действительно красивый, если бы не парочка пресловутых «но».
«Но» №1. Для кого праздник?
Открытие памятника произошло в праздничной обстановке, хотя и в рабочий день. Здесь были и высокие чины исполнительных и законодательных органов власти, и представители силовых структур, и духовенство, и почетные гости из Республики Беларусь… Приехал и внук знаменитого постового — Евгений Курицын. Красивыми шеренгами на улице Ленина стояли полицейские, юнармейцы, кадеты. Под праздничный марш вынесли знамя управления министерства внутренних дел. Произнесли протокольные речи приглашенные гости.
А вот простые горожане, которые хотели бы стать частью торжественного мероприятия, вынуждены были ютиться на тротуаре, за ограждением, и пытаться увидеть хоть что-то из-за спин офицеров и учащихся, вытягивая телефоны над головами и худо-бедно снимая происходящее на камеры.
Что ж, это классика любого подобного протокольного торжества, которое организуется как будто бы не для смолян, а для чинов различного уровня. Для галочки все великолепно: памятник есть, пафосные речи есть, марши есть, знамена есть, возложение цветов есть, пресс-релизы в СМИ есть. Участия в этом событии обычного населения нет. Еще и на весь день заблокировали проезд автотранспорта по улице Большая Советская.
Вопрос: почему нельзя было открыть памятник на несколько дней раньше? Все выходные на Ленина проходил замечательный Среда.Фест, который собрал множество и местных жителей, и приезжих. Народ прогуливался между ярмарочными лотками, фотографировался в интересных фотозонах, учился танцевать джаз на импровизированной танцплощадке… Улица жила ярко, красиво, насыщенно с утра и до самого вечера!
А в это время всего в нескольких метрах памятник Курицыну стоял закрытый пленкой. И никто к нему, конечно же, не подходил. А ведь можно было устроить народное открытие памятника действительно народному полицейскому. Но неудобно, видимо: из-за ярмарки с красивыми лотками и флажочками негде юнармейцев поставить в ряд, да и не отгородишь высшие чины заборчиками. Поэтому день города постовой Курицын встретил «под пакетом».
«Но» №2. Почему просто памятник?
Памятники — это хорошо. Памятники — это (иногда) красиво. Ничего не имею против памятников. Но в современной урбанистике уже давно упор делается не на отдельно стоящие посреди города архитектурные формы, а на взаимодействие, диалог между городом и его жителями.
Современные эксперты по созданию комфортной городской среды считают, что просто памятник сам по себе (тем более, когда их достаточно много) не может вызвать интереса ни у туристов, ни у местных. Задача градостроителей и дизайнеров, которые планируют очередной исторической объект, — сделать историю интересной.
Тут же важна и сама фигура Викторина Курицына. Это ведь был не просто постовой 40-х годов прошлого века. Он буквально соединял сердца влюбленных. По воспоминаниям современников, милиционер передавал записки, если кто-то из молодых людей задерживался или не мог прийти на свидание. Писем становилось всё больше, и Викторин Курицын даже пришил к внутренней части шинели несколько дополнительных карманов.
Отлитой в бронзе скульптуры как будто бы недостаточно. Почему бы вновь не сделать из этой локации место притяжения влюбленных смолян? Обыграть памятник, больше внедрить его в городской контекст. Рядом может быть лавочка влюбленных, чтобы они, назначая свидания под часами, могли комфортно ждать другу друга. Или, например, установить там большую доску, где молодые люди оставляли бы друг другу символические послания, почти как во время службы Курицына. Вариантов много, и каждый из них по-своему бы оживил это место. Превратил просто хороший памятник в действительно яркую достопримечательность.
Не поймите превратно. Я рада, что в нашем городе решили почтить память такого народного героя, как Курицын. Но вот сделали это по отработанной схеме, по той же «методичке», что и для многих других подобных объектов в Смоленске. Только ни один из них местом притяжения или новым символом города так и не стал, в сердце смолян не запал. Разве что — «Кот Смоленской», которому почему-то уже по традиции шепчут на ухо туристы свои заветные желания…
Кроме торжественного мероприятия про открытие того или иного нового памятника, потом и вспомнить нечего, и вернуться не тянет. Очень хочется, чтобы памятник Курицыну не повторил такую судьбу.