Юбилей забытого маэстро

Сегодня исполняется 150 со дня рождения нашего земляка, композитора, музыкального педагога и критика Михаила Васильевича АНЦЕВА (1865 — 1945).

Михаил Васильевич Анцев родился в Смоленске 12 октября 1865 года. Будущий маэстро происходил из простой семьи: отец его был кантонистом, прослужившим в солдатах свыше 25 лет, мать – смоленской мещанкой. В самом раннем детстве М. Анцев лишился отца, и его воспитывал отчим. Окончив смоленскую гимназию, Михаил Васильевич учился в Варшавской консерватории по классу скрипки у Л. Ауэра. Затем он поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1894 году по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Поэтому наш земляк по праву считается учеником великого русского композитора.

Сразу после окончания консерватории два года Анцев был учителем пения в знаменитом Петербургском Елизаветинском институте благородных девиц. В 1896 году он переехал в Витебск, где преподавал хоровое пение в общеобразовательных учебных заведениях. В это период Анцев активно занимается написанием книг и учебно-методических пособий по теории музыки и хоровому пению: «Краткие сведения для певцов-хористов» (1897), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (1897), «Нотная терминология. Справочный словарь» (1904) и другие.

С 1905-го по 1912 год Михаил Васильевич был редактором газеты «Витебские губернские ведомости» и приложения «Народный листок», где публиковал критические статьи о музыкальной жизни города. В июле 1918 года в Витебске открывается Народная консерватория (ныне Витебское музыкальное училище), одним из организаторов которой стал и Михаил Васильевич Анцев.

Одновременно М. Анцев плодотворно работал как композитор. Он сочинял для симфонического оркестра, для скрипки, писал романсы, детские песни. Его перу принадлежат «Кантата к 100-летнему юбилею А. Пушкина», «Гимн в память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Оба произведения крупной формы предназначены для исполнения хором с оркестром.

Из хоровых сочинений лирического характера, созданных в этот период, можно назвать «Лотос», «Ива», «Весной», «Воздух дышит ароматом».

В послеоктябрьский период М. Анцев стал активно работать с революционной тематикой. Он писал музыку на слова Демьяна Бедного, Якуба Коласа, Янки Купалы и других советских поэтов. Кроме того, композитор проявлял интерес к народным песням, преимущественно белорусским, обрабатывал их для хора и сольного пения с фортепиано.

Свои последние годы М. Анцев проживал в Москве. Здесь в 1934 году он был избран почетным членом экспертной комиссии при Московском горкоме кружководов и более трех лет исполнял эти обязанности на общественных началах, в 1936-1938 годах он состоял членом аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств.

Умер М. В. Анцев 21 июля 1945 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

004

Диапазон его творчества довольно широк. Им написано свыше 30 хоров a cappella и с сопровождением, много хоровых обработок народных песен. У маэстро есть также духовные сочинения – цикл песнопений Божественной Литургии и отдельные песнопения. Многие его произведения издавались и исполнялись за рубежом, особенно в Европе.

К сожалению, творческое наследие Михаила Васильевича Анцева пока еще полностью не изучено, а оно, несомненно, представляет большой интерес.

Сочинения М. В. Анцева: «Кантата к 100-летию А. С. Пушкина» (сл. А. Пушкина, 1899); струнный квартет (1898); для скрипки и фортепиано – соната (1898), девять пьес (1897); для солиста и хора – «Батрацкие частушки» (сл. Д. Бедного); для хора и фортепиано – 12 революционных пьес (1915); для хора а капелла – «Не плачьте над трупами павших бойцов» (сл. Л. Пальмина, 1905); «Памяти героев» и «Песня борьбы» (1922) и др.

Подготовил Денис Тимофеев

SmolNarod.ru