В Смоленской области полностью и незамедлительно надо навести порядок

Вот ведь как происходит порой: есть вопросы местного значения, а об их решении голова болит у региональной власти. Очередная местная «мигрень» была озвучена на последнем совещании членов администрации области. И касалась она вопросов, связанных с соблюдением 131-ФЗ – главного закона, с которым органы местного самоуправления должны сверять свою деятельность.

29 декабря прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (кроме нескольких абзацев, которые вступили в силу с 28 июня 2018 г.).

Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 в числе прочих изменений дополнен новой статьей. Статья 45.1 регулирует вопросы содержания «правил благоустройства территории муниципального образования».

Как доложил на совещании членов администрации Смоленской области начальник регионального правового департамента: «До настоящего времени в Смоленской области не в полной мере реализованы действующие нормы законодательства по обсуждаемой тематике. Таким образом, необходимо активизировать совместную работу органов местного самоуправления по скорейшей разработке и утверждению правил благоустройства, а органам исполнительной власти региона – оказывать им необходимую консультационно-методическую помощь».

Он пояснил, что в частности, уточнено само понятие правил благоустройства, введена новая статья, устанавливающая содержание соответствующего нормативно-правового акта, а также определено, что документ утверждается только представительным органом муниципалитета. Кроме того, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства издан приказ, утверждающий методические рекомендации для подготовки правил благоустройства.

Руководство области пришло к мнению, что «органам местного самоуправления нужно незамедлительно приступить к разработке и утверждению правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, чтобы полностью навести порядок в этих вопросах».

Этот разговор на уровне субъекта — не желание попенять отдельным главам или «попинать» бедные местные власти, а необходимость напомнить о соблюдении законодательства.

Интернет давно пестрит сообщениями о том, как принимают в разных городах и весях большой страны новые правила благоустройства. Например, в далёком от столицы Магадане городская дума 6 марта этого года утвердила измененные правила благоустройства.

Смоленск пока «отдыхает». В сети есть документ «Постановление администрации города от 31 марта 2014 года N 568-адм «Об утверждении Правил благоустройства города Смоленска» (в ред. постановлений Администрации города Смоленска от 29.07.2015 N 1571-адм, от 21.12.2015 N 266-адм, от 06.05.2016 N 988-адм, от 24.10.2017 N 2965-адм, от 15.12.2017 N 3957-адм)».

Может, он полностью соответствует всему, что требует закон? Юристы могут рассказать поподробнее, но даже на первый любительский взгляд отличия видны. Возьмем только один эпизод.

В законе (ст. 45.1) говорится о регулировании «организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок». Смоленские правила не уделяют этому положению должного внимания, правда отдельно упоминают передвижения маломобильных групп населения.

А тем временем в Методических рекомендациях для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя в прошлом году, о пеших передвижениях сказано немало:

«Принцип комфортной организации пешеходной среды — создание в муниципальном образовании условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Привлекательность пешеходных прогулок обеспечивается путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Целесообразно обеспечить доступность пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп граждан при различных погодных условиях».

Ещё: «При создании и благоустройстве пешеходных коммуникаций на территории населенного пункта рекомендуется обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения, высокий уровень благоустройства и озеленения. В системе пешеходных коммуникаций рекомендуется выделять основные и второстепенные пешеходные связи».

А также: «Покрытие пешеходных дорожек рекомендуется предусматривать удобным при ходьбе и устойчивым к износу».

Что для себя почерпнули в Магадане? Городская дума 6 марта 2018 года утвердила: «При создании и благоустройстве покрытий учитывается принцип организации комфортной пешеходной среды в части поддержания и развития удобных и безопасных пешеходных коммуникаций…

Покрытия поверхности на территории муниципального образования «Город Магадан» обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды…

В проекте благоустройства подлежат использованию прочные, ремонтопригодные, экологичные покрытия, не допускающие скольжения. Выбор видов покрытия осуществляется в соответствии с их целевым назначением».

Пока что ни сайт горсовета, ни сайт администрации города Смоленска не предупреждают о том, что в недрах местного самоуправления есть какое-то движение в сторону принятия новых правил или внесение изменений в существующие правила благоустройства.

Понятно, что законов в стране несколько тысяч – только успевай отслеживать. Но в данном случае и придраться не к чему: по всей России идет реализация программы по созданию комфортной среды и, конечно же, в местных нормативных актах должен быть закреплено знание и понимание, что же такое комфорт и благоустройство для жителей.

Ольга Гаранская

Справка:

Статья 45.1. «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования»

(введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

  1. Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
  2. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;

3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;

4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;

5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;

6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;

7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;

8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;

9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;

10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

11) организации стоков ливневых вод;

12) порядка проведения земляных работ;

13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

15) праздничного оформления территории муниципального образования;

16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;

17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

  1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
SmolNarod.ru