В Смоленске назревает ещё один театральный скандал

Инициатива смоленских областных чиновников об очередной реорганизации местной театральной жизни была неоднозначно воспринята культурной общественностью Смоленска и даже Москвы.

На днях сообщалось, что власти региона обсуждают возможность создания в областном центре филиала Мариинского театра, который может разместиться на базе Смоленского драматического театра.

Планируется, что данная инициатива позволит возродить традиции балета и оперы на Смоленщине. Отмечается, что дискуссия о возможном создании филиала Мариинского театра в Смоленске продолжится в рамках Петербургского международного экономического форума.

Однако далеко не всем профессиональным работникам театрального искусства такая инициатива смоленских чиновников понравилась. Популярный федеральный журнал «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию известного театрального критика, доцента ГИТИСа Павла РУДНЕВА:

003– Я считаю, что это проявление слабости местных властей, которые сами не хотят заниматься Смоленским драмтеатром. Власть пытается решить те проблемы, которая не готова решать сама, передоверяя авторитетному человеку собственные полномочия. В Смоленский театр надо инвестировать, чтобы он развивался, а не отдавать его на откуп столичной культуре.

Эти тенденции можно наблюдать по всей России, и они очень опасны. Они подрывают автономность и независимость провинциальной культуры, которая сегодня становится очень мощной.

Проблема еще и в том, что у Мариинского театра уже есть филиалы, и эффективность их еще не доказана. Как только Смоленск лишится собственного театра, он превратится в кормушку для петербургских звезд, потому что создать оркестр, иметь дирижера, режиссера, хормейстера, хореографа и солистов в маленьком городе невозможно. Это давно доказано практикой. Полноценный театр оперы и балета возможен только в городе-миллионнике. Если Новосибирская опера на каждый спектакль приглашает 5-8 солистов, которые летят самолетом из разных концов мира, то что говорить о городе, в котором даже нет аэропорта? Это просто нелепость.

В Смоленске из государственных театров есть еще Камерный театр. И если про драмтеатр я хоть что-то слышал, то про Камерный – никогда. Поэтому можно сказать, что Смоленск лишается главного и фактически своего единственного театра. Ради чего?

Напомним, что за последние годы это уже второй театральный скандал в Смоленске из-за чиновников. В 2016 году серьезный театральный конфликт в Смоленске был спровоцирован непрофессиональными действиями работников мэрии. В середине театрального сезона городская администрация на правах учредителя сменила руководство в Смоленском камерном театре, что вызвало недовольство культурной общественности города и Смоленской области. Тогда о смоленском театральном скандале писала даже столичная и федеральная пресса. И вот, похоже, ситуация повторяется, но уже с драмтеатром.

Наша справка.

Павел Руднев – российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС. Помощник художественного руководителя и ректора МХТ им. А. П. Чехова. Один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

SmolNarod.ru