На днях губернатор Алексей Островский сообщил, что Смоленский промышленно-экономический колледж (СПЭК) будет преобразован.
К данному колледжу присоединяются «Техникум отраслевых технологий» и «Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды». Таким образом, на базе этих трех средних учебных заведений организуется Смоленская Академия профессионального образования.
– По моему распоряжению, «Смоленский промышленно-экономический колледж» преобразован в Академию профессионального образования. Данное решение о преобразовании колледжа – это не только смена названия, но и ряд иных управленческих решений, которые позволят еще более эффективно развиваться колледжу: выпускать специалистов высокого уровня для всех предприятий Смоленской области, – объяснил Алексей Островский.
Эту образовательную инициативу наша редакция попросила прокомментировать специалиста, который давно занимается проблемами развития регионального профессионального образования, и который защитил по это непростой тематике две диссертации – проректора Смоленского гуманитарного университета (СГУ), профессора Александра КАТРОВСКОГО:
– Сегодня очень часто термин «академия» используется не в контексте высшего образования, поэтому появляются даже различные народные «академии»: Академия домашних кошек, Академия ремонта, Академия кофе и т.д. Но это к образованию не имеет никакого отношения. К сожалению, нынешнее законодательство также позволяет называть академией разные заведения далекие от высшей школы. Надеюсь, что в данном случае все-таки речь у нас не об этом, а о создании настоящего серьезного учебного заведения.
Если речь идет о превращении колледжа (т.е. среднего учебного заведения) в высшее учебное заведение, то, конечно, это очень непростой путь. Такое превращение не ограничивается сменой вывески. Здесь необходимо провести целый комплекс серьезных изменений.
Проблем тут может быть несколько.
Академии надо будет получать лицензию, и соответствовать определенным параметрам. И здесь важное место занимает научная работа. К академии требования по научной работе предъявляются серьезные. Даже известные смоленские вузы, которым не один десяток лет, с трудом выполняют эти требования. Ведь сегодня Смоленск испытывает нехватку квалифицированных преподавателей. Где их взять для новой академии?
Нужна совершенно другая материальная база лабораторий, другие преподавательские кадры, поскольку никто не отменял основные требования, предъявляемые министерством и законодательством.
Затем – средний бал аттестата. Здесь создаваемую академию ждет конкуренция с давно зарекомендовавшим себя Смоленским филиалом МЭИ.
Следующая проблема – это учредительство. Если учредителем академии будет Администрация Смоленской области, то тут возникает один вопрос. Мы знаем, что областной бюджет, мягко говоря, напряженный. А на федеральные средства сегодня трудно рассчитывать по многим причинам. Получится ли у областной Администрации при таком бюджете нести ответственность за финансирование нового учебного заведения? Также существенная проблема – учебные площади, которые должны быть большими.
Кроме того, мы сегодня наблюдаем смену концепции развития высшей школы – количество вузов сокращается. Уменьшается количество головных вузов и их филиалов. Министерство образования планирует ликвидировать более 160 филиалам по всей стране. А Смоленская область по числу учебных заведений на 100 тысяч человек занимает первое место в ЦФО. Так что тут надо все взвесить…
А вообще, конечно, появлению еще одного учебного заведения можно только радоваться, но при условии, что в нем будут соблюдаться все необходимые требования. К тому же объединение средних учебных заведений – это позитивный процесс.
Подготовил Дмитрий Тихонов