Забытый художник из Сычёвского уезда

Накануне православного Рождества (а католическое Рождество — как раз сегодня) принято дарить друг другу рождественские открытки. Посреди массового ширпотреба, изготовленного на современных компьютерах, нет-нет, да промелькнет ручная работа неизвестного автора. Одним из них является наш земляк Алексей Транковский. Имя Транковского незаслуженно забыто, однако его работы живут и по сей день. 

Один из  забытых смоленских талантов – известный в прошлом, но практически неизвестный сегодня самобытный художник Алексей Иванович Транковский, творивший на рубеже XIX и XX веков. Почтовые открытки, созданные Транковским, являются гордостью многих коллекционеров-филокартистов. А его живописные работы хранятся в различных российских и зарубежных музеях, в частных коллекциях. Но, к сожалению, о нем самом известно немного. Специалисты лишь недавно установили возможный год его рождения – 1847, а вот дата смерти называется приблизительно – около 1914 года.

Точно известно, что родился Алексей Иванович Транковский в состоятельной помещичьей семье в Сычевском уезде Смоленской губернии. Также семья дворян Транковских владела сельцом Рождественское в Духовщинском уезде. Среди исследователей нет общего мнения о художественном образовании Алексей Ивановича. Некоторые специалисты считают, что он окончил Строгановское училище, а другие утверждают, что сычёвский талант был художником-самоучкой, так как в архиве училища о нем не обнаружено никаких данных.

В одном из российских архивов был найдено прошение «коллежского асессора Алексея Ивановича Транковского» в Совет Петербургской Академии Художеств, в котором он просит удостоить его звания художника за три представленные картины: «Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение в старину» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни». Что ответила Академия Художеств на эту просьбу – неизвестно. Прошение было написано 30 сентября 1882 года, поэтому исследователи творчества Транковского пришли к выводу, что он формировался как художник в конце 1860 – 1870-х годов.

Наш земляк писал в основном жанровые полотна, композиции на историческую тематику и натюрморты. Искусствоведы считают его последователем передвижников, и действительно, дошедшие до нас работы смоленского живописца, выполнены в этой творческой манере.

В 1914 году некоторые живописные полотна Транковского были показаны на выставке в Париже. Но из-за начавшейся Перовой мировой войны, картины были распроданы во Франции, попав в частные коллекции. Оставшиеся же в России работы сычевского живописца ждала печальная судьба. Большинство картин Транковского хранилось в смоленском родовом поместье. И во время революции и гражданской войны они были уничтожены…

До наших дней дошли единицы его полотен, которые пользуются неизменной популярностью среди современных ценителей искусства. Так, в 2008 году на одном из столичных антикварных аукционов была продана известная картина Алексея Транковского «Арест», написанная в 1907 году.

01

По тематике, настроению и манере исполнения эта работа напоминает знаменитое полотно Ильи Репина «Арест пропагандиста».

В том же, 2008 году, на другом московском аукционе продавалась картина Транковского на историческую тему «Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда». И уже совсем недавно, в ноябре этого года, еще на одном столичном антикварном аукционе появилась картина Транковского «Расставание с Ермаком». Это живописное полотно, по всей вероятности, является иллюстрацией к поэме Кондратия Рылеева «Дума на смерть Ермака», которая стала народной песней. 

04

Также в Музее истории религии в Петербурге хранится картина Транковского «Владимир и Рогнеда», а в Воронежском художественном музее им. И. Крамского находится картина «Шинкарь» (1879 г.).

В начале XX века картины Транковского на исторические и народные темы пользовались большой популярностью в России. Художник был очень внимателен не только к сюжету, но к деталям. Поэтому многие его живописные работы печатались в различных журналах и как иллюстрации к книгам. Но больше он прославился как автор российских дореволюционных почтовых открыток, которые теперь хранятся у различных коллекционеров-филокартистов. И именно благодаря этому обстоятельству современные россияне могут увидеть и оценить самобытное творчество этого художника – нашего земляка из Сычевского уезда.

Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru