Выживает сильнейший

В Смоленске готовится официальное открытие ТРЦ

27.03.2015 09:36
Автор новости: редактор
Фото: Григорий КАЛАЧЬЯН
В субботу, 28 марта, состоится торжественное открытие торгового комплекса «Макси» на ул.25 сентября. Фактически комплекс, построенный на месте парка 1100-летия Смоленска, открыл двери для посетителей 20 декабря 2014 года, однако официальное открытие отодвинули на конец марта.Расчеты хозяев на то, что к торжественному моменту торговые площади комплекса обретут своих арендаторов, не оправдались. Многие секции до сих пор не обжиты, а те, что нашли арендаторов, нередко встречают покупателей замками на дверях, что не мешает организаторам открываться с помпой.

IMG_4645

По данным городского Управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства оптово-розничная торговля – самый крупный сектор экономики Смоленска. Она занимает 50 процентов общего объема рынка. Сфера услуг (9 процентов) значительно от нее отстает. Обрабатывающая промышленность (8 процентов) занимает скромное третье место. Доля строительного сектора в общем объеме экономики – всего шесть процентов. Смоленск на глазах растерял свой промышленный потенциал.  Не смотря на это, торговые центры в Смоленске множатся не переставая.

Накануне открытия

Пока аниматоры развешивают шарики в холлах ТРЦ «Макси», строители продолжают отделочные работы.  Многие павильоны просто закрыты от глаз посетителей картинками, имитирующими ломящиеся от изобилия торговые полки.

Накануне открытия ТРЦ мы решили выяснить у продавцов их настроение накануне официального старта продаж. В павильонах брендов эконом-класса, на первый взгляд, людно. В бутиках классом выше продавцы откровенно скучают. «Мы недавно только открылись. Пока покупателей немного, надеемся, что после открытия будет лучше», – рассказывает нам девушка в магазине модной одежды. И тут же добавляет: «Кстати, обратите внимание на нашу новую коллекцию!».

IMG_4646

Тем временем некоторые действующие павильоны попросту опечатаны «в связи с нарушениями финансовых обязательств». «В ремонт и оформление своего магазина я вложил три миллиона рублей. Чтобы оплатить франшизу, завезти всю линейку товара, оплатить первоначально аренду, пришлось залезть в долги и заложить квартиру. Раньше был магазин в центре города и палатки на вещевом рынке. Ничего этого теперь нет. Ставку сделали на «Макси», – откровенничает Сергей Н., владелец магазина одежды, который несколько дней не работал в связи с неуплатой арендных платежей.

Слова Сергея подтверждают вечно бдящие охранники и техперсонал. Вот кто знает всю подноготную.

– Вы не знаете, почему столько магазинов опечатаны?

– Ну, наверное, потому что не платят за аренду.

Странная политика. Невозможность внести арендную плату вытекает из плохого сбыта. Однако исправить последнее с замком на дверях можно лишь через кредитный отдел банка. Выживает сильнейший?

IMG_4632

Хоть у администрации уже расписан путеводитель по торговому центру, даже после его официального открытия «серых пятен» будет достаточно. «Вот здесь вообще даже ремонта не было», – рассказывает нам охранник «Макси», указывая на закрытый павильон на втором этаже, напротив магазина обуви Kari. На вопрос о стоимости аренды, работник ответил, что всё зависит от этажей, резюмировав: «а вообще аренда здесь очень высокая».

Где дороже торговать

Арендная плата площадей в торгово-развлекательных центрах зависит от нескольких параметров: площади, месторасположения павильона и вида деятельности арендатора. Специалист по аренде ТРЦ «Галактика» пояснила нашему изданию, что все площади в действующем торговом центре уже заняты, сейчас арендаторам предлагают торговые места в новом помещении второй очереди «Галактики», которое откроется в июне 2015 года. Здесь возможно арендовать торговые места площадью от 53 кв метров.

image

Таким образом, приблизительно, опять же в зависимости от вида деятельности и месторасположения павильона, квадратный метр торговой площади будет стоить около 3 тысяч рублей. Следовательно, месячная аренда небольшого торгового зала обойдется более чем в 150 тысяч рублей в месяц. И это не считая налогов, зарплаты продавцам и еще целой кучи накладных расходов.

Материал по теме:
Цены на бытовую технику стабилизировались, и уже сейчас ясно: самые мрачные прогнозы конца декабря по… →
В новоиспеченном «Макси» квадратный метр обойдется еще дороже. Чтобы арендовать на втором этаже «Макси» торговую площадь размером 21 кв. метр (например, под небольшой магазинчик с бижутерией), придется выложить предположительно 3500 рублей за кв.метр (точная цена также зависит от ряда параметров). Если же вы хотите продавать одежду, иметь пару залов и примерочные, ежемесячная плата будет сопоставима с ценой бюджетного автомобиля. Это же сколько надо наторговать, чтобы за год «отбить» целую «автостоянку»?

Хлеба и зрелищ

Еще одно наблюдение: если некоторые павильоны в торгово-развлекательных центрах пустуют, то фуд-корты (точки общепита) практически всегда наполнены до отказа. Причем, в любое время работы ТРЦ у прилавков кафе и ресторанов стоят очереди, возрастающие в обеденное время и к вечеру. Места для перекусов базируются обязательно около кинотеатров, игровых и развлекательных площадок, мини-аттракционов, игровых аппаратов для детей и взрослых.

Такое ощущение, что оголодавшие до торговых центров уровня мегаполисов смоляне приходят в них просто «посмотреть и перекусить». Например, в еще полупустом «Макси», пока без кинотеатра и развлекательных площадок, в фуд-корте в рабочий полдень были очереди. Хорошему пищеварению способствует красивый вид из окна.

IMG_4636 (1)

Какой ТРЦ «круче»?

«Нашествие торговых центров не такое уж и плохое явление для Смоленска, скорее наоборот», – такое оптимистичное мнение имеет наш эксперт в сфере градостроительства Максим Гуляев. – «Оба торговых центра, «Макси» и «Галактика» имею достаточно удачное расположение. Особенно выгодно стоит «Макси», так как находится в центре таких крупных районов Смоленска, как Поповка и Киселевка. Именно на их территории проживает самое большое количество жителей Смоленска. Кроме того, исторически на месте нового ТРЦ всегда был рынок, люди привыкли ходить сюда за покупками».

IMG_4670

Преимущества расположения центра описано и на официальном сайте «Макси» в Смоленске, где сообщается, что в зоне десятиминутной транспортной доступности от ТРЦ проживают порядка 200 000 человек.

Материал по теме:
Предновогодний ажиотаж привел к тому, что из смоленских автосалонов вымели все новые авто. В результате,… →
По данным, полученным от игроков торгового рынка, мы выяснили, что средняя проходимость ТРЦ «Глакатика» составляет 20000 посетителей в день. От ТРЦ «Макси» ждут минимум 25000 посетителей. Наш эксперт согласен с таким прогнозом, делая ставку даже на 30 и более тысяч человек в день. Главный аргумент – Промышленный район развивается огромными темпами: новые дома, прирост людей, как следствие в будущем – увеличение потока потенциальных покупателей.

«Галактика» также расположена в весьма неплохом месте. ТРЦ имеет удобный подъезд и стоянку. Плюс покупатели из Смоленской области. В скором времени в «Галактике» откроется еще одно торговое помещение, что сравняет конкурентов по размерам. На данный момент «Макси» несколько проигрывает «Галактике» в потоке и посещаемости, что вполне объяснимо. Центр только открывается.

По мнению Гуляева, пустые торговые площади – явление временное и связано, скорее, с экономическим кризисом. В будущем все площади найдут своих арендаторов, тем более что в масштабных торговых центрах павильоны занимают крупные арендаторы с устойчивым бизнесом, им просто нечего бояться.

Что касается средних по размерам торговых центров, таких как «Байкал», «Атмосфера», «Юнона», «Зебра», «Европа», «Альтавир», «Nexty» и другие – в большинстве случаев история их появления проста: у человека появились лишние деньги, он решил их куда-то вложить. Их будущее однозначно не в торговле. По мнению эксперта, эти здания со временем поменяют профиль на бизнес-центры, здания под офисы и так далее.

IMG_4674

Торговый комплекс «Аренда»

Сколько торговых центров переварит Смоленск? Вопрос не праздный, учитывая пестрящие то тут, то там вывески «Аренда». Очевидно, что в больших городах происходит изменение потребительского поведения. В 90-е народ довольствовался палатками на вещевом рынке, в 2000-е – магазинами в цокольных этажах зданий и отделами в универмагах. Современная эпоха потребления зазывает людей в города-магазины – гипермаркеты.

Торговые площади постепенно будут перемещаться и концентрироваться в таких «глыбах», как «Макси», «Галактика», а также в будущем торговом центре, который должен появиться в Ленинском районе. И это явно будет не переделка из «совдеповского» универмага или старой типографии. Потребителю нужен магазин, созданный по современным лекалам. Это, конечно, не значит, что вся торговля, т.н. стрит-ритейл, уйдет из небольших магазинов, но в них, в основном, сосредоточатся торговые точки шаговой доступности с продуктами и товарами первой необходимости. Эти прогнозы и предположения не голословны. Аналогично ситуация развивалась в соседних со Смоленщиной областях – Брянской, Белгородской и Курской. 

Людмила РЫЖИКОВА


Теги записи:

Loading...

Комментарии