Труд в приоритете

В этом году Смоленскому «Центру развития творчества детей и юношества» исполнилось ровно 50 лет. Он по праву считается одним из лучших в России. В следующем материале мы расскажем об истории Центра и выясним, почему детей все труднее привлечь к труду а промышленные предприятия – к помощи юным техникам.

История Центра началась в 1964 году, когда по просьбам жителей и преподавателей города была открыта Станция юных техников. Тогда здесь дети занимались в кружках авиамоделистов, судомоделистов, радио, фотографии, начального технического моделирования и картинга. Была также открыта постоянная выставка технического творчества учащихся. В 1990 году Станция была преобразована в «Центр технического творчества учащихся», а затем в 2002 году — в СОГУ дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества».

Сегодня здесь работает 24 творческих объединения, в которых занимаются 900 ребят в возрасте от 5 до 17 лет. И достижений у Центра немало. В разные годы его воспитанники, занимающиеся судомоделизмом, становились чемпионами мира и Европы в классах моделей-копий, обладателями различных международных призов и медалей. Несколько ребят стали лауреатами премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

01

В Центре трудятся талантливые педагоги, среди которых есть почетные работники народного образования, победители Всероссийского конкурса методических разработок «Педагогическая планета-2012» и награжденные Почетной грамотой Министерства образования РФ. Преподаватели Центра ищут новые формы работы и активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами – с немецкими педагогами из Берлина, Хагена и Отто-Хана, а также и с белорусами из Дворца творчества Витебска.

Многие программы, разработанные в Центре, удостоены грантов областных и Всероссийских конкурсов. Например, в 2009 году педагогическим коллективом Центра была представлена «Региональная программа развития системы научно-технического творчества обучающихся Смоленской области», ставшая победителем Всероссийского конкурса и удостоенная гранта. А в 2010 году Центр стал победителем Всероссийского творческого конкурса на лучшую организацию учебно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся и награжден комплектом оборудования.

03Поэтому неслучайно в 2013 году Центр был включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», а в этом году – признан лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования» и награжден золотой медалью.

Однако все эти успехи и достижения вовсе не означают, что у Центра нет никаких проблем. Именно об этом рассказала директор Смоленского ОГУ дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Елена СТЕПАНОВА:

– За последние годы сильно изменились потребности общества, а значит, интересы детей тоже изменились. Поэтому какие-то кружки исчезли, а какие-то, наоборот, появились. У нас теперь нет радиолюбительского кружка, но зато появился кружок «Информатика и начала программирования». Мы несколько изменили свой профиль – добавили новые направления деятельности, например, у нас теперь есть «Изобразительное искусство», появилась школа менеджмента «Золушка», где девочек обучают экономно вести хозяйство. Есть у нас секретарское дело и художественная керамика, рукоделие и мягкая игрушка, клуб путешественников и школа раннего развития «Знайка», картинг, судомоделирование, автомоделирование и начальное моделирование.

К сожалению, в школах (и у нас тоже) почти нет мужчин. И это тоже больная проблема нашего образования – ведь именно они вели раньше уроки труда и технические кружки. В школах же сейчас уроков труда практически уже нет.

02В нашем Центре мужчин-технарей совсем мало. Клубом картингистов со дня основания руководит Владимир Афанасьевич Валутов – педагог высочайшей квалификации. Старейшими в городе судомодельными творческими объединениями «Нептун» и «Парус» руководят уже много лет опытные педагоги-энтузиасты А.В. Костерин и С.К. Шиванов. Судомоделисты располагаются в школах № 13 и № 27, где достаточно места, есть мастерские и новое оборудование.

Но сегодня вся техническая кружковая работа держится на энтузиастах-учителях. Если есть увлеченный каким-то техническим творчеством педагог, то есть и какое-то объединение школьников вокруг него. А если нет такого увлеченного энтузиаста, то и нет никакой работы. Был у нас руководитель авиамодельного кружка Георгий Армаисович Хачатурян, но после его ухода на пенсию никто из молодых за это дело не взялся. Поэтому и нет у нас больше авиамоделизма.

Старшее и среднее поколения россиян прекрасно помнят, что раньше технические кружки пользовались особой популярностью среди школьников. Многие из тех, кто посещал подобные кружки и школы, выбрали впоследствии технические специальности. То есть технические кружки стимулировали приток кадров в промышленность.

Однако в последнее время произошло значительное снижение интереса детей к техническому творчеству. И это, на мой взгляд, тревожный симптом. Появилось много доступных развлечений, которых не было раньше: домашние кинотеатры, игровые видеоприставки, разные электронные игрушки, компьютерные игры. Они не воспитывают интерес к собственному творчеству, не зарождают интерес к технике. К тому же теперь в продаже имеется множество всяких технических наборов и конструкторов. Правда, не всякие родители могут позволить себе купить такие дорогие игрушки-конструкторы и компьютеры. Поэтому у нас занимаются дети в основном из небогатых семей.

07

Но не надо забывать, что если в доме есть компьютер, то дети на нем просто играют. А у нас они получают базовые и серьезные знания по компьютерной технике и программированию. Поэтому-то занятия у нас и называются дополнительным образованием.

Сегодня у молодежи другие приоритеты: они в массе своей настроены на зарабатывание денег, на получение профессий, которые помогут в будущем построить карьеру. А инженер, как и учитель, много не зарабатывает.

08

09

Есть еще серьезная проблема: детское техническое творчество — процесс материалоемкий. Чтобы этим заниматься, необходимо снабжение различными поделочными и лакокрасочными материалами, радиодеталями, запчастями, металлом, древесиной, тканями и т.д. Нынче это дорогостоящие материалы. Поэтому многие материалы педагоги достают самостоятельно: что-то своё из дома приносят, что-то находят на городских свалках, а иногда даже покупают за свой счет. Раньше эта проблема решалась с помощью предприятий города и области, но предприятия закрылись, и детские технические кружки тоже.

К тому же кадров не хватает. Не в каждой школе теперь есть учитель трудовик-технолог. Не в каждой школе есть мастерские с необходимым оборудованием и инструментом.

Подготовил Дмитрий Тихонов

SmolNarod.ru