Трасса Москва – Минск рискует опустеть

10.11.2016 15:09
Автор новости: редактор
Вслед за запретом транзитного проезда частным лицам из Европы в Россию по трассе М-1 "Москва – Минск", по придорожной экономике на территории Смоленской области может быть нанесен еще один удар. Транзит грузов из Польши в Россию планируют перенести с суши на воду.

Как стало известно накануне, Министерство транспорта РФ прорабатывает вопрос кратного увеличения объемов паромных перевозок грузовых автомобилей в Европу в обход Польши, сообщает "Интерфакс". Со ссылкой на Росавтотранс агентство отмечает, что сейчас, совместно с датской компанией DFDS, обсуждался проект меморандума, согласно которому российские перевозчики смогут доставлять товары в обход Польши, исключая временные потери на дорогу по суше и необходимость в получении транзитных разрешений. DFDS – это датская судоходная компания, одна из крупнейших в Европе, оказывающая грузовые и пассажирские паромные перевозки в Северном и Балтийском морях.

Материал по теме:
Ровно месяц назад было принято решение о закрытии пункта пограничного пропуска "Красная Горка" под Смоленском… →
Если соглашение будет достигнуто, значительная часть грузов, которые сейчас следуют по трассе М-1 через Смоленскую область, будут доставляться в Россию с помощью паромной переправы. В Росавтотрансе открыто заявляют: запуск паромной линии "позволит отказаться от транзитных перевозок через Польшу в связи с нестабильной политикой польских коллег по обмену разрешениями, не позволяющей российским перевозчикам комфортно работать".

На сегодняшний день трасса Москва – Минск – крупнейшая транспортная артерия, связывающая Европу и Центральную Россию. В свою очередь, Польша – это единственное транзитное государство на пути грузов в Россию. Конечно, по суше можно было бы следовать и через Украину, однако, учитывая напряженность в отношениях между странами, этот вариант явно не подходит.

"Если мы потеряем транзит, который проходит по территории Смоленской области, это скажется на работе нашего таможенного терминала, где оформляются таможенные грузы. Он будет без надобности, – считает кандидат экономических наук Виталий Филинов. – Во-вторых, это сильно ударит по придорожной инфраструктуре – кафе, гостиницы, автосервисы, которые живут за счет транзита. Что касается налогов, то таможенные пошлины, как и акциз, как и НДС, полностью поступают в федеральный бюджет. То есть бюджет Смоленской области от этого ничего не потеряет.  Так что больше всего пострадают предприниматели и наш таможенный терминал. Ну и конечно, можно ожидать определенного удорожания товаров, ведь в этом случае нам придется везти из Москвы то, что сейчас поставляется нам транзитом".

Уже сейчас придорожный сервис на трассе М-1 ощущает отток клиентов по причине закрытия пункта пограничного пропуска "Красная Горка". Теперь граждане Евросоюза вынуждены делать крюк и следовать через пункт пропуска "Новые Юрковичи". Теряется время, снижается комфорт, который давала одна из лучших российский автомагистралей – М-1 "Москва – Минск". Точные цифры убытков еще предстоит подсчитать экономистам. Вдоль трассы М-1 расположено четыре райцентра Смоленской области – Ярцево, Сафоново, Вязьма и Гагарин. "Примерно месяц назад число клиентов снизилось, – рассказывает администратор одного из придорожных мотелей под Вязьмой. – Мы тогда не знали, что произошли изменения на "Красной Горке", и думали, что это просто кризис. Пока снижение не критично, доходность есть, но доход как раз и делают нам дальнобойщики".

Материал по теме:
«Черный рынок» пассажирских перевозок в Смоленске, казалось, навсегда ушел в прошлое. Такое явление, как «бомбилы»… →
Убытки в случае закрытия транзита по "минке" ощутят на себе и смоленские перевозчики. "Что касается паромных перевозок, то я не исключаю, что их кто-то лоббирует, – полагает руководитель смоленской транспортно-экспедиторской компании Тамара Максимчук. – Но, выскажу точку зрения российских перевозчиков и свою лично: отправка нас на паромы в сложной экономической ситуации будет гибельной для нас. Возрастает транзит – либо мы едем коротким путем по нашей трассе Москва – Минск, либо мы выходим на порты Калининграда или Прибалтики, это для нас большой крюк. Плюс к этому, стоимость одного парома приближается к тем деньгам, которые мы получаем за автоперевозку в целом. Заплати мы за паром – и нам будет не на что заправлять машины, платить водителям и предусмотреть средства на развитие. Мы это уже проходили. Была ситуация, когда своевременно не произошел обмен разрешениями с поляками, и мы в течение первого квартала были вынуждены стать на паром. В результате мы чуть не разорились".

Остроту проблемы подчеркивают энергичные переговоры в Минтрансе с польской стороной, которые состоялись 9 ноября. Как сообщает пресс-служба ведомства, стороны отметили, что объёмы перевозок восстанавливаются после вынужденного спада в начале текущего года. Спад, в свою очередь, был связан с отсутствием договоренности между компетентными органами России и Польши по количеству разрешений, удовлетворяющему потребности перевозчиков сторон. Делегации согласовали проведение предварительного обмена разрешениями на 2017 год. Ожидается, что стороны передадут их до 20 декабря 2016 года в посольства стран.

Был ли разговор о переходе на паромный транзит козырем Минтранса в разговоре с поляками, либо это отражение конкретных планов и договоренностей с датской компанией DFDS – покажет время. Смоленскому же бизнесу, завязанному на работе с транзитом, на всякий случай стоит предусмотреть альтернативные "пути объезда".

Максим ЗАХАРОВ


Теги записи:

Комментарии