Мы продолжаем исследование жизни наших земляков в искусстве во времена одной из самых суровых тираний в новейшей истории.
Сегодня мы расскажем не только о поистине культовом актёре, ныне почти забытом, но и о выдающемся представителе важнейшей закадровой профессии, чей труд является неотъемлемой частью нашей жизни.
Настоящий Новосельцев
Вот уже четыре десятилетия наша страна с любовью следит за служебным романом милого счетовода Новосельцева, придуманного и снятого талантливым Эльдаром Рязановым. Но мало кто помнит настоящую звезду в советском кинематографе — актёра Ивана Новосельцева, умершего совсем молодым на съёмках в разгар Великой Отечественной войны.
Наш земляк много снимался у таких выдающихся режиссёров советского кино, как Лев Кулешов («Великий утешитель», 1933), Михаил Ромм («Тринадцать», 1936), Сергей Герасимов («Семеро смелых», 1936; «Комсомольск», 1938), Леонид Луков («Большая жизнь», 1939; «Александр Пархоменко», 1942). В годы войны Иван Хрисанфович снимался в боевых киносборниках, играя людей мужественных, благородных, преданных своей родине.
В Интернете можно найти замечательные по точности отзывы на работу актёра. Например: «Новосельцеву удавалось создавать полноценные, некартонные образы и убедительные характеры, прибегая не столько к театральным приёмам, сколько за счёт умения «играть лицом», за счёт пластики и дисциплины поведения в кадре. В фильме «Александр Пархоменко» Новосельцев сочетает в едином образе трудносочетаемое: ум, интеллигентность, тактичность и набор черт отрицательного персонажа сталинистских фильмов. Поистине он переиграл своим творчеством шаблоны эпохи!» (Пётр Меньшиков, портал kino-teatr.ru.)
«Вспоминая работу с И.X. Новосельцевым в фильмах «Семеро смелых», «Комсомольск», я как-то ясно себе представляю, что одной из лучших могла стать для него роль космонавта. Вся его натура, весь его облик удивительно сочетались с этой возвышенной и мужественной профессией». (Татьяна Макарова, статья 1970 года.)
Будущий актёр родился 7 марта 1906 года в крестьянской семье в селе Андроново Духовщинского уезда Смоленской губернии. Его мать – талантливая песенница, труженица с золотыми руками – оказала огромное влияние на развитие сына. Она привила ему вкус к народному искусству, научила понимать красоту природы, петь раздольные русские песни. Подросток отличался активной жизненной позицией, писал стихи, хорошо играл на венской гармони.
В 1925 — 26 годах Иван был секретарём комсомольской организации Духовщины, а также создателем молодёжной литературной группы, которую курировал М.И. Исаковский. Увлекался молодой человек и театральной самодеятельностью, принимая участие в агитпредставлениях «Синей блузы».
С ноября 1928 года по декабрь 1929 года Иван Новосельцев служил в морском флоте в городе Кронштадт. После демобилизации год преподавал военные знания в школе-девятилетке в городе Бежица (Брянская область).
В 1930 году Новосельцев поступил в Московский центральный театральный техникум, но проучился там всего полтора месяца, так как сразу же был приглашён на одну из ролей в фильм Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Простой случай». Роль, в итоге, была сыграна другим артистом, утверждает киновед Алексей Тремасов (энциклопедия «Всегда со мною…»), но с этого момента Иван много снимался. В мае 1931 года он был зачислен в штат кинофабрики «Межрабпомфильм».
В биографии Ивана Хрисанфовича много разночтений, одно бесспорно: уже на картине Льва Кулешова «Великий утешитель» (1933) Новосельцева заметили зрители, о нём заговорили режиссёры. Великолепные внешние данные и растущее из фильма в фильм актёрское мастерство сделали Новосельцева одним из популярнейших артистов тридцатых годов.
В 1936 году он перевёлся в Ленинград на киностудию «Ленфильм». В 1939 году был удостоен ордена «Знак Почёта» за исполнение роли Соловьёва в фильме «Комсомольск».
Безвременная смерть Ивана Хрисанфовича также покрыта туманом недосказанности. По некоторым данным, ему, диабетику, на съёмках просто вовремя не подвезли лекарство… Как бы то ни было, Новосельцев скончался в Киргизии 22 октября 1942 года под посёлком Пристань-Пржевальск, что в Иссык-Кульской области. Режиссёр Владимир Браун работал там над военным фильмом «Пропавший без вести» о моряках-подводниках. Он потом довёл работу до конца, уже с другим исполнителем главной роли, но картина на экраны так и не вышла…
На малой родине Ивана Новосельцева, в Духовщине, в 2007 году установлена мемориальная доска – на здании кинотеатра «Заря».
Главные уши страны
Именно так можно назвать функцию звукооператора, если исходить из того, что важнейшим из искусств для нас является кино. А таковым оно и было – по крайней мере, в рассматриваемый период. Зритель слышит фильм так, как этого добивается своим мастерством звукооператор. Появление звукового кино – безусловно, революция в культурной жизни человечества. Оценить это событие, равно как и важность звука в кинематографе, очень легко: вы часто смотрите немое кино? А если не Чарли Чаплина – вообще, хоть что-нибудь немое смотрите?
Звукооператор, о котором сейчас пойдёт речь, проработал в отечественном кино несколько десятилетий! Благодаря ему мы имеем законченную звуковую картину ко многим выдающимся фильмам, определившим своё время и наше к нему отношение. Достаточно назвать всего одну его работу – и вы улыбнётесь и обязательно зауважаете его имя. Картина – музыкальная комедия «Карнавальная ночь» (1956) Эльдара Рязанова, а звукорежиссёр – наш земляк Виктор Зорин, один из лучших звукооператоров СССР.
Если же говорить о сталинской эпохе, то Виктор Михайлович сделал звук к одной из самых лиричных и востребованных картин своего времени – к «Машеньке» Юлия Райзмана. Причём эта лента, выпущенная в страшном, кризисном для страны 1942 году, была всего второй сольной работой Зорина в кино. Начинал он в 1940 году с картины «Бабы».
Киноэнциклопедия характеризует «Баб» Владимира Баталова (легендарный папа Гоги) как «оптимистическую драму о передовых женщинах приволжского колхоза». В титрах нас должно заинтересовать даже не то, что простых крестьянок играют признанные красавицы Алла Тарасова и Эмма Цесарская, а – Михаил Исаковский в качестве автора текстов песен. Не потому даже, что Исаковский – тоже наш земляк, а потому что запись музыкальных номеров (тем более – нескольких) по тем временам требовала невероятных усилий и скрупулёзности массы людей. Поскольку Виктор Михайлович Зорин воспоминаний о своей непростой работе воспоминаний не оставил, воспользуемся рассказом другого звукооператора, Бориса Владимировича Венгеровского (журнал «Искусство кино»):
«Первые звуковые фильмы создавались в те годы, когда техника звукозаписи была несовершенна. Ещё не было пульта для последующей перезаписи – сведения звуковых компонентов (речи, музыки, шумов). Поэтому всё записывалось одновременно со съёмкой, то есть когда работали актёры, в павильоне играл оркестр, сидела бригада шумовиков, имитирующая закадровые шумы… Причем всё записывалось на единственный микрофон, так как микшерский пульт был только на один микрофонный вход. На репетиции снимаемого кадра звукорежиссёру нужно было так рассадить оркестр и шумовиков, чтобы они во время съёмки не заглушали актёров, чья речь, разумеется, должна быть разборчивой. Была ещё одна серьёзная проблема: аппарат записи не выдерживал чрезмерной громкости и часто выходил из строя».
В годы Великой Отечественной Зорин вместе с «Мосфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату и работал на Центральной объединённой киностудии. Его фильм «Небо Москвы» посвящён обороне столицы осенью 1941-го.
В годы сталинского так называемого малокартинья Виктор Михайлович участвовал в создании таких масштабных полотен «большого стиля», как «Адмирал Нахимов» (тоже наш земляк, 1947), «Путь славы» (о первой в СССР железнодорожнице, получившей звание Героя Социалистического Труда, 1948), «Жуковский» (1950), «Пржевальский» (1951, ещё один наш земляк), «Садко» (1952)… Надо сказать, тогдашнее кинематографическое начальство высоко ценило мастерство Зорина – он был награждён медалью «За трудовую доблесть» (1950).
И если ещё в 1954 году Зорин озвучивал эпического «Бориса Годунова», то в дальнейшем его послужном списке немало комедий и «лёгких» фильмов – «Весёлые звёзды» (1954), «Весенние голоса» (1955, один из режиссёров – Эльдар Рязанов), «На подмостках сцены» (1956), уже упоминавшаяся «Карнавальная ночь» и два следующих фильма Эльдара Рязанова – «Девушка без адреса» (1957) и «Человек ниоткуда» (1961)… Нельзя не сказать, что наш земляк – звукооператор таких выдающихся, культовых картин, как «Жестокость» (1959, режиссёр Владимир Скуйбин) и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964, режиссёр Элем Климов). Везло Зорину и на экранизацию классики. Вот лишь несколько названий: «Хованщина» (1959), «Враги» (1960, по рассказу Чехова), «Иоланта» (1963, приз Всесоюзного кинофестиваля за лучшую работу звукооператора), «Царская невеста» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Каменный гость» (1966)…
Биография Виктора Михайловича Зорина отличается краткостью: вся его жизнь была посвящена любимой работе.
Родился он 11 февраля 1913 года в Смоленске в рабочей семье. В 1931 году поступил в единственный тогда в Европе специализированный вуз, готовивший технические кадры для кинематографа – Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). В 1937 году окончил электротехнический факультет; по направлению работал на Украинской студии кинохроники (Харьков) и в строительном управлении Ленинградского военного округа. Затем вся творческая деятельность В.М. Зорина была связана с главной киностудией огромной страны – «Мосфильмом».
По жизни Виктор Михайлович был холост. За год до смерти переехал на постоянное жительство в Дом ветеранов кино. Умер от инсульта в Москве 2 мая 1980 года.
Сергей МУХАНОВ
Фото: kino-teatr.ru
При подготовке публикации использованы материалы библиографического справочника «Смоляне – в кино, кино – в Смоленске» (2-е издание, Смоленск, 2016 год). Благодарим за помощь в работе автора книги – сотрудницу Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского Людмилу Викторовну ЛИСОВСКУЮ.