Мы продолжаем рассказ о наших земляках, прославившихся в кинематографе сталинской поры. Напомним, этот материал – ни в коем случае не апология сталинского режима. Это – воспоминание о людях, талантливых смолянах, о которых сейчас говорят до обидного мало.
Главный злец советского кино
Взглянув на фотопортрет этого артиста, вы без труда вспомните массу его киноролей, почти всегда – отрицательных, скользких персонажей. Заслуженный артист РСФСР Георгий ГЕОРГИУ – ярчайший характерный актёр, одно из самых узнаваемых лиц в советском кинематографе. Думается, на Западе, при такой востребованности в кино, он был бы богачом…
Между прочим, Георгий Александрович – фронтовик, за боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. Но обо всём по порядку.
Родился 26 августа 1915 года в Смоленске. Отец – инженер, мама – лингвистка, автор «Учебника французского языка». Вскоре после рождения малыша семья перебирается в Москву.
Окончив семилетку в 1931 году, Георгий год отучился в торфяном техникуме (отец работал в Торфострое), однако увлечение театром взяло верх. В 1932 году юноша поступает в театр-студию под руководством Рубена Симонова, где учится и участвует в спектаклях. У Симонова происходит его дебют в кино – в комедии «Весенние дни» в роли хулигана. В 1938 году оканчивает Московское городское театральное училище при Театре Революции (теперь этот театр носит имя Владимира Маяковского).
Ещё во время учёбы Георгиу снялся в прославившемся фильме «Девушка спешит на свидание» (1936). С началом Великой Отечественной войны активно участвует в боевых киносборниках. Успел сняться в ролях второго плана в знаковых фильмах «Котовский», «Парень из нашего города», «Секретарь райкома» (все – 1942).
На фронте с октября 1942 года, артиллерист. Особо отличился в ходе Висло-Одерской и Берлинской операциях. За боевые заслуги награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
После окончания войны младший лейтенант запаса Георгий Георгиу становится актёром московского Театра-студии киноактёра, где проработает более 40 (!) лет.
Помимо упомянутых картин и боевых киносборников, «сталинский» период Георгиу содержит картины «Секретная миссия» (1950), «Нахлебник» (фильм-спектакль, 1953) и «Адмирал Ушаков» (1953). Бесспорно, Георгий Александрович был выдающимся актёром своего времени, и когда эра «малокартинья» закончилась, он снимается в умопомрачительном количестве фильмов, причём – очень хороших, пользующихся широчайшей любовью зрителей.
Перечислить здесь их все не представляется возможным, поэтому выборочно, навскидку: «Шведская спичка» (1954), «Верные друзья» (1954), «Княжна Мери» (1955), «Попрыгунья» (1955), «За витриной универмага» (1955), «Девушка без адреса» (1957), «Дуэль» (1961), «Человек идёт за солнцем» (1961), «Чистое небо» (1961), «Обыкновенное чудо» (1964), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Скверный анекдот» (1966), «Весёлые расплюевские дни» (1966), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967), «Братья Карамазовы» (1968), «Старая, старая сказка» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Двенадцать стульев» (1971), «Чиполлино» (1972), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Про Красную шапочку» (1977), «Предчувствие любви» (1982)… В общем, невероятно много! Последняя роль датируется 1987 годом – дядюшка Голицына в картине «Сильнее всех иных велений».
Понятно, что столь впечатляющий актёрский успех был бы невозможен без профессиональной базы, заложенной в юности, в тот самый «сталинский» период, который мы рассматриваем. А ещё он много работал в озвучании – более 20 картин…
«Первой женой Георгия Александровича была актриса Галина Григорьева. Со второй супругой Валентиной Михайловной он познакомился в конце 1960-х годов. Она была мастером спорта по конькобежному спорту, на 26 лет его моложе. Они поженились, а в 1971 году у супругов родился сын Михаил, который так же, как и отец, стал артистом – закончил Театральное училище имени Щепкина, в настоящее время работает актёром озвучания, снимается в кино», – пишет Алексей Тремасов.
Георгий Александрович умер 11 марта 1991 года, в возрасте 75 лет. Старый актёр не увидел крах кинематографа, которому посвятил свою жизнь…
Из мрака к свету
…Как вы считаете, можно ли подняться с колен, восстать из праха и вырасти до выдающегося мастера, стать прославленным человеком, гордостью своей земли?
Наш рассказ – об уроженце Вязьмы, актёре театра и кино, режиссёре и педагоге Николае Сергеевиче ПЛОТНИКОВЕ, который родился 5 ноября 1897 года. В семье Плотниковых было восемь детей, жили скромно. Отец Николая Сергеевича был парикмахером. Он любил стихи, играл на гитаре и на пианино, участвовал в любительских спектаклях. Сёстры Николая тоже неплохо музицировали. Маленький Коля учил стихи с голоса отца.
1910 год стал трагическим для семьи Плотниковых. Умерли отец и мать Николая Сергеевича и две его сестры. Мать сгорела от чахотки, отец скончался от разрыва сердца, одну из сестёр зарезал из ревности в Москве двоюродный брат, а старшая сестра умерла, не перенеся душевного потрясения. Младших детей отдали на попечение тётки, а тринадцатилетний Коля отправился из Вязьмы в Петербург, к дяде, директору типолитографии Шварца, и поступил туда учеником. Его первое в жизни жалованье составляло 8 рублей в месяц.
В роду Плотниковых были и учителя, и врачи, но больше всего было художников. Рисовали и отец Николая Сергеевича, и братья, и дядя, который приютил его в Петербурге. И у Коли обнаружились неплохие рисовальные способности. Хотя поначалу круг его обязанностей не был художественным – мальчик прибирал в мастерской, готовил мастерам чай, бегал в магазин за едой и водкой, растирал тушь и разливал её в «тушёвки»… Дядя заставил Колю учиться в рисовальной школе барона Штиглица, что находилась недалеко от Летнего сада (теперь это Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной). Так что профессия тушиста стала первой и одной из любимых у Николая Сергеевича. В 1915 году Плотников получил квалификацию мастера-литографа.
В 1915 году переехал в Москву. Служил в типолитографии Машистова, что располагалась на месте современной гостиницы «Пекин». Одним из первых самостоятельных заказов ученика Плотникова был рисунок для обёртки нового шоколада фабрики «Эйнем» (теперь «Красный Октябрь»). Он же приложил руку и к рекламным плакатам для фирм Корнеева-Горшанова и Калинкина (заводы фруктовых вод и пива) и сделал конфетные этикетки для фабрики Сиу (теперь фабрика «Большевик»). Жалованье у Николая тогда уже было 35 рублей в месяц, и он мог себе позволить обедать в Народном доме цесаревича Алексея Николаевича. По иронии судьбы, заведение находилось на Васильевской улице, где затем после реконструкции открылся Дом кино.
В 1916 году Плотникова призвали в армию. Проучившись три месяца в ефрейторской школе города Ростова-Ярославского, он был направлен на Западный фронт, а ещё через неделю попал на передовую. Оказавшись после госпиталя снова в полку, Плотников попал уже совсем в другую армию, распалённую большевистской агитацией, митингующую против войны. Плотников митинговал вместе со всеми.
После войны вернулся в литографию Машистова. В 1918 – 1920 годах занимался в театральной студии при МХАТ под руководством Михаила Чехова.
Творческую деятельность начал в 1919 году в труппе народного театра в Вязьме. С 1922 по 1934 год работал в 4-й студии МХАТ, которой руководил театральный педагог Н.В. Демидов (в 1927 году 4-я студия МХАТ была преобразована в Реалистический театр). С 1934 по 1936 играл в Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского), а с 1936 по 1938 год – в Центральном театре Красной Армии.
С 1938 года – актёр академического театра имени Вахтангова. В 1945 – 1956 гг. был режиссёром Театра киноактёра, который мы неоднократно упоминаем в этих записках. Одновременно, в 1951 – 1953 гг., был главным режиссёром театра группы советских войск в ГДР. При всём при этом член КПСС только с 1954 года.
Плотников охотно занимался преподавательской деятельностью: вёл курс в ГИТИСе (с 1932 по 1951 год), а также преподавал во ВГИКе (1937—1939) и актёрской школе киностудии «Мосфильм» (1935—1937).
Сниматься в кино Николай Плотников начал в 1925 году, сыграв эпизод в немом фильме «Станционный смотритель». Сцена в картину не вошла, но стала первым опытом работы будущего корифея на съёмочной площадке. В последующие годы Николай Сергеевич становится одним из популярнейших киноактёров, играя, что очень важно, разнохарактерные роли, главные и эпизодические. Однако общепризнанным его достижением как артиста стала роль Ленина в фильме Ефима Дзигана «Пролог». Но это будет уже после смерти Сталина, в 1956 году. Сниматься он станет меньше, но среди его работ – выдающиеся картины: «Девять дней одного года» (1962, реж. М. Ромм), «Твой современник» (1967, Ю. Райзман), «Чайка» (1971, Ю. Карасик).
А в тридцатые – сороковые годы Николай Сергеевич снимается много и, опять же, у лучших режиссёров. Судите сами, вот только некоторые фильмы: «Вражьи тропы» (1935, реж. О. Преображенская, И. Правов), «Поколение победителей» (1936, В. Строева), «Белеет парус одинокий» (1937, В. Легошин), «Зори Парижа» (1937, Г. Рошаль), «В людях» (1939, М. Донской), «Семья Оппенгейм» (1939, Г. Рошаль), «Ленин в 1918 году» (1939, М. Ромм), «Мои университеты» (1940, М. Донской), «Свадьба» (1944, И. Анненский), «Академик Иван Павлов» (1949, Г. Рошаль), «Сталинградская битва» (1949, В. Петров), «Падение Берлина» (1950, М. Чиаурели)…
Уже в 1933 году он становится заслуженным артистом РСФСР, а званиями тогда не бросались. За роль Ермилова в фильме «Клятва» (1946, режиссёр М. Чиаурели), Плотников удостоен Сталинской премии первой степени (1947). Уже в семидесятые годы будет Государственная премия РСФСР им. Станиславского, два ордена Ленина…
Обязательно нужно сказать, что мэтр не забронзовел. Когда в 1960 году возродился Вяземский народный театр, у Плотникова завязалась с ним многолетняя творческая дружба. Он следил за работой земляков, помогал в подборе репертуара, а иногда даже играл вместе с ними на одной сцене!.. (На минуточку: народный артист СССР, профессор.)
Николай Сергеевич Плотников прожил 81 год. Из них 60 лет на сцене и 41 год – на сцене одного театра, Вахтанговского. Ушёл из жизни 2 февраля 1979 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Заслуги его были столь велики, что ещё в 1972 году был снят документальный фильм «Николай Сергеевич Плотников». В Вязьме, на родине выдающегося артиста, в 1980 году появилась улица его имени, а на здании Народного театра открыли мемориальную доску.
Золотое перо НКВД. Дважды сидевшее
Сценаристов в кино гораздо меньше, чем актёров. Или, допустим, осветителей. Однако и среди наших земляков есть сценаристы. Один из них творил в сталинскую эпоху и имел, как теперь говорят, культовый статус. Что не помешало ему дважды оказаться за решёткой.
Речь о Льве Романовиче ШЕЙНИНЕ, писавшем детективы. У него настолько интересная и загадочная судьба, что о нём самом можно писать книги. Впрочем, так и произошло…
Будущий следователь по особо важным делам родился 25 марта 1906 года в деревне Брусановка Велижского уезда Витебской губернии (ныне – Велижский район, Смоленская область). В 1908 году семья переезжает в город Торопец (ныне – Тверская область).
Во время Гражданской войны, в 1919 году, подросток Шейнин вступает в комсомол, становится членом Торопецкого укома РКСМ.
В 1921 году Шейнин приезжает в Москву и поступает в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова, а в 1923 году устраивается на работу в Прокуратуру СССР. Параллельно учится в МГУ (правовое отделение), который заканчивает в 1924 году, то есть в 18 лет. Член ВКП(б) с 1929 года.
В 1927-1931 годах работает старшим следователем в Ленинградском областном суде. С 1931 года – снова в Москве: следователь по особо важным делам Прокуратуры СССР. В 25 лет!..
В 1928 году Шейнин публикует свой первый рассказ в журнале с характерным названием «Суд идёт!».
В 1934 году участвует в расследовании убийства С.М. Кирова, в допросах арестованного убийцы – Николаева. С 1935 года – государственный советник юстиции 2-го класса, начальник следственного отдела Прокуратуры СССР. Правда, не так уж долго ему суждено порулить всесоюзным следственным отделом… Рьяно берётся за дело. В январе 1935 года участвует в расследовании по делу о «Московском центре» Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева.
В 1936 году – арестован, осуждён и попадает в лагерь (!) аж на Колыму! Однако вскоре (!) дело Шейнина пересматривается, и он выходит на свободу!.. Подробностей этой странной истории – нет. За что осуждён и на каком основании пересмотрено дело – не ясно. Как ни в чём ни бывало Шейнин возвращается к излюбленным занятиям – юриспруденции и литературе. Кстати, мы не располагаем сведениями о семейном положении Льва Романовича. Судя по всему, он не был женат ни разу, что, согласитесь, для представителей элиты и кино-богемы совсем не типично.
С 1936 года Шейнин выступает как драматург. В 30-е годы Шейнин известен в первую очередь как автор рассказов о буднях советского уголовного розыска «Записки следователя». Полностью первая книга «Записок следователя» выходит в свет в 1938 году. А в содружестве с братьями Тур Шейнин пишет сценарии для кино.
В 1939 году киностудией «Мосфильм» был выпущен художественный фильм «Ошибка инженера Кочина» по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина «Очная ставка». Фильм имел знаковое значение, поскольку в нём, по существу, речь шла о том, что в СССР с преследованиями по необоснованным политическим обвинениям покончено. Позже соавторы напишут ещё несколько сценариев.
Уже в 1939 году прозаик и драматург снова возглавляет следственный отдел Прокуратуры СССР. В 1945 – 1946 годах участвует в работе Нюрнбергского трибунала, где возглавляет группу советских журналистов, писателей и кинематографистов. Выступает обвинителем от СССР по слушаниям об ограблении музеев и вывозу в Германию ценнейших произведений искусства. Шейнин вёл себя так активно, что вызвал личное неудовольствие Геринга и даже вступил с ним в перепалку…
В 1949 году выходит знаковый для Шейнина фильм «звёздного» режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе» – о коварстве американцев-освободителей на территории оккупированной Германии.
И тут, внимание, снова крутой поворот! В 1949 году Л.Р. Шейнин освобождён от занимаемой должности без объяснения причин. Что не помешает ему в 1950 году получить Сталинскую премию за сценарий «Встречи на Эльбе».
Есть сведения, что Шейнина сняли с работы из-за того, что он слишком рьяно взялся расследовать «дело Михоэлса», шитое белыми нитками…
19 октября 1951 года Лев Шейнин арестован по делу В.С. Абакумова, затем обвиняется в организации антисоветской группы еврейских националистов, содержится в тюрьме на Лубянке. 21 ноября 1953 года освобождён из-под стражи. Видимо, этих потрясений хватило – 47-летний Шейнин больше не лезет в прокуроры и занимается в дальнейшем только писательской деятельностью. Становится членом худсовета Министерства культуры СССР, работает редактором («Википедия» утверждает: главным) на «Мосфильме» – до 1964 года, затем возглавляет отдел драматургии в Союзе писателей.
Умер 11 мая 1967 года, похоронен на Новодевичьем кладбище, что является недвусмысленным свидетельством его особых заслуг.
Сталинская премия за «Встречу на Эльбе» оказалась единственной кинематографической наградой Шейнина. Зато за службу в органах Прокуратуры СССР он награждён орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени…
При «отце народов» у Шейнина вышло всего три фильма. Помимо упоминавшихся «Ошибки инженера Кочина» (1939) и «Встречи на Эльбе» (1949), это «Поединок» (1945) – суровый военный детектив по его роману «Военная тайна». Один из фильмов по сценарию Шейнина завершён не был – ещё одна загадка в биографии писателя-прокурора. Это лента «Совесть мира» (1951). Отказ «Мосфильма» от начатой работы тем более странен, поскольку картина поднимала вопросы науки, политики, применения атомной бомбы…
Злые языки говорили про Шейнина, что все его произведения построены схематично. Да, они обладают известным сюжетным напряжением, но никогда не отклоняются от выполнения воспитательных задач, поставленных партией и службой госбезопасности… (Интересно, что было бы с Шейниным и самими злыми языками, вздумай они «отклоняться» от поставленных партией и НКВД задач…)
Как ни удивительно, но сам Лев Романович Шейнин угодил в книгу, в роман, причём не к Солженицыну. Наш бедовый земляк выведен в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» под именем Штерна. Шейнина и Домбровского связывают «брюсовские» курсы, хотя Шейнин окончил их десятью годами ранее…
Говорят, будто во время второй отсидки Шейнина спас от верной смерти сам Сталин. Татьяна Яровинская пишет: «Всё шло к высшей мере наказания, потому что человек, проработавший много лет в данной системе и знавший слишком много, испытавший на себе то, к чему приговаривал других, ставший исключительно нежелательным свидетелем, не должен был оставаться в живых. Милость пришла неожиданно. Оттуда, откуда её никто не ждал. Она явилась в образе Сталина, который, рассматривая представленный ему, как обычно, «расстрельный» список, неожиданно наложил резолюцию около фамилии Шейнина: «Расстреливать не надо, пишет хорошие рассказы».
Мы не знаем, кто видел этот список с резолюцией, но это факт: Лев Шейнин является родоначальником советского детектива.
А ещё говорят, будто молодому Шейнину чуть ли не по распоряжению Вышинского было вменено в обязанности курировать работу известного психолога Александра Лурии. Группа этого учёного задолго до американцев разработала прибор, являющийся простейшим детектором лжи… В общем, ярко жил наш земляк.
Продолжение следует.
Сергей МУХАНОВ
Фото: kino-teatr.ru
При подготовке материала использованы сведения справочника «Смоляне – в кино, кино – в Смоленске» (Смоленск, 2016), портала kino—teatr.ru, а также авторского проекта Алексея Тремасова «Всегда со мною…».
Автор благодарит за помощь в работе сотрудниц Смоленской областной универсальной библиотеки им. Твардовского Веру Ивановну Карпеченкову и Людмилу Викторовну Лисовскую.