Смоленск – Псков. Путевые заметки

Сравнение двух городов - в материале главного редактора Смоленской народной газеты

8.01.2016 17:09
Автор новости: редактор
Город, в котором нет точечной застройки, маршруток и парящих раскопок тепломагистралей. И это не Беларусь. Сегодня мы поговорим о Пскове. Утром 5 января мы направились в этот город северо-запада России в туристическую поездку. Мне было интересно оценить Псков с точки зрения его пригодности для тура выходного дня, а также сравнить его со Смоленском. Архитектура Пскова осталась за рамками данного обзора, так как она заслуживает отдельного материала. Поговорим о городе. О том, как живут люди.

Все познается в сравнении. Тем более что Псков, Псковская область – в числе беднейших регионов России, как и наша Смоленщина. Расположены рядом. По численности населения (около 650 тысяч человек) Псковщина в полтора раза меньше Смоленской области. В самом Пскове живет чуть больше 200 тысяч человек (в Смоленске – 320 тыс.). Объем областного бюджета в пересчете на одного жителя области – сопоставим. Так что сравнение вполне обосновано. Как там живут люди? Забегая вперед, отмечу, что в этом регионе есть, что поснимать.

20160105-ZMA_0001_new

Итак, в путь. От Смоленска до Пскова – примерно 480 км пути. В общей сложности время в пути составило около семи часов. Дорога – обычная шоссейка, которая идет от одного городка к другому. То и дело нужно поглядывать в навигатор, чтобы не проспать поворот. 5 января была метель, плохая видимость, раз пять проезжали мимо ДТП: водители вылетали на обочину.

20160105-ZMA_0002_new

Едем через Велиж, через временный мост (постоянный треснул и просел позапрошлой осенью). «Яндекс.Карты» упорно пытаются вести нас через Витебск, но мы-то знаем, что мост открыт. Доезжаем до поселка Усвяты. Здесь путника ожидает «псковское экономическое чудо» – платная автодорога. Этот платный участок стал притчей во языцех. Водитель ожидает, что за шлагбаумом начнется скоростная автомагистраль. Но нет, заплатив 200 рэ, мы оказываемся на самой обыкновенной, разухабистой шоссейке. Если так же «творчески» подходить к заработку и на других дорогах, то такими пунктами пропуска можно оборудовать практически любую дорогу, где есть объездной путь. Достаточно лишь принять областной закон, так как дорога областного подчинения. В общем, смех, да и только. Ну и возмущение, конечно.

По пути бросается в глаза богатая природа этих мест. Озера, хвойные леса… С погодой нам, в каком-то смысле, повезло. Мороз и солнце. В лесах царила невообразимая красота. Должно быть, летом здесь можно замечательно отдохнуть. Пару раз остановились, просто чтобы полюбоваться природой.

20160105-ZMA_0003_new
Въезд в город проходит вдоль берегов реки Великой, на которой и расположен Псков.

20160105-ZMA_0007_new

В Пскове, как и в Смоленске, есть кинотеатр «Октябрь». Поскольку Псков меньше Смоленска, «Октябрь» – размером с нашу «Смену».

20160105-ZMA_0011_new

Наутро после забега по туристическим достопримечательностям я прокатился по тем местам, куда туристов обычно не возят. Обычный двор на улице Коммунальной, в 1,5 км от центра города. Елка от депутата. В старых дворах оборудованы парковочные карманы.

20160105-ZMA_0013_new

Начинаем движение по улице Коммунальной. Она идет параллельно Рижскому проспекту, главной улице Завеличенского района Пскова. Это как наше Заднепровье. Начинается в старом центре и заканчивается в спальном районе города. Дороги в Пскове – разные. Есть хорошо и прилично отремонтированные, есть убитые. Коммунальную улицу и Рижский проспект отремонтировали в 2015-м. Картина, непривычная для смолян. Где точечная застройка? Здесь мог бы разместиться прекрасный торговый центр.

20160105-ZMA_0015_new

А здесь – самое место для еще одного жилого дома. Сколько земли пропадает!

20160105-ZMA_0019_new

Мой коллега Юрий Моисеенко, маститый псковский журналист, который любезно согласился показать нам Псков и окрестности, указал мне на вот эту достопримечательность. Это одна из двух известных ему пристроек, которые подпадают под определение «точечная застройка».

20160105-ZMA_0018_new

Наверняка этот текст прочитают псковичи. Так вот, уважаемые псковичи, добейтесь сноса этого здания, или обнесите его забором и сделайте музеем точечной застройки. Имейте в виду, это штука – заразная. Где построили один – там построят и еще. Если вы будете молчать, новострои начнут возводиться на месте ваших дворов и скверов. Вдруг вы поймете, что вам негде гулять, негде ставить машины, ваши окна окажутся в тени новых стен. Вот этот новодел означает, что власти лояльно относятся к точечной застройке. Возможно, они приняли какой-то нормативный акт, позволяющий легализовывать такие здания, или один застройщик нашел лазейку в законе, которая позволит в будущем строить такие пристройки и другим. Не дайте превратить свой микрорайон в бетонные джунгли. Скоро я подготовлю репортаж о том, что сделано в Смоленске. Вернуть все вспять могут только бульдозеры, но в это чудо у нас никто не верит.

20160105-ZMA_0023_new

Ледовый дворец, который построил Турчак. Фигура губернатора, конечно, очень значима для региона. В Смоленской области из-за жуликов, которые пришли к власти в 2012 году, в долгострои превратилось около 15 объектов социальной инфраструктуры. Детские сады в Смоленске и области, ФОК в Дорогобуже, Смоленский зоопарк, круглогодичный лагерь «Орлёнок» и еще куча объектов стоят недостроенные. Многие разрушаются, и неизвестно, когда будут сданы в строй, и будут ли вообще. А все потому, что власть привлекла на контракты проходимцев, которые разворовали «юбилейные» смоленские миллиарды и сбежали. Один сейчас владеет двумя отелями в Австрии, и никому, в том числе правоохранителям, до этого нет никакого дела.

20160105-ZMA_0022_new

Турчак, как рассказывают, тоже приводит в регион дружественные ему фирмы из Москвы и Питера, но они хоть не проваливают объекты. Все понимают, что подрядчики наверняка подворовывают, но люди видят, на что ушли бюджетные деньги. Есть результат. В Смоленске с результатом – полный провал. Взять ту же смоленскую набережную, откровенную халтуру. В Пскове Турчак в 2012 году начал реконструировать набережную и вовремя ее сдал. Она имеет протяженность почти 2 км, и по ней приятно ходить. О ней я расскажу в следующей записи, а пока посмотрим Завеличье.

Сворачиваем на Балтийскую. Это самая окраина города. Обратите внимание на ширину улиц. Город для людей, где есть пространство.

20160105-ZMA_0024_new

Вдалеке виден перспективный микрорайон.

20160105-ZMA_0026_new

Город в основном отапливается через централизованную систему теплоснабжения, но в соседнем дворе, где мы жили, я видел котельную. Хотелось бы поинтересоваться у псковичей, часто ли случаются прорывы теплотрасс в вашем городе? А то Смоленск постепенно превращается в одну сплошную траншею. «Завеличье запитано на главную котельную, которая одна на весь микрорайон. Что касается прорыров, но лично я не могу вспомнить ни одной аварии за последние годы. Даже в лихие 90-е подобного не наблюдалось. ТЬФУ!!! – три раза, чтобы не сглазить», – рассказывает мой коллега.

20160105-ZMA_0027_new

Свежеотремонтированный Рижский проспект. По нему, никуда не сворачивая, можно добраться до Изборска, где снимали фильм об осаде Смоленска, и доехать до Риги. Европа здесь совсем близко.

20160105-ZMA_0029_new

Снимаю, на другой стороне улицы женщина интересуется: вы не остановки снимаете? И жалуется мне, что остановки должны спасать от снега, дождя и ветра. Новые остановки не спасают ни от одного, ни от другого, ни от третьего. Женщина жалуется!

20160105-ZMA_0030_new

…А не хватает в Пскове маршруток. Их здесь нет вообще. Я встретил всего одну, желтую «газельку». По главным улицам едут один за другим вместительные автобусы. В Смоленской мэрии бы сказали, что это невозможно. В Смоленске, как в Таиланде, кругом одни тук-туки, а парк муниципальных автобусов становится год от года меньше. «У нас маршруток, слава богу, очень мало, и они работают только по будням. Зато Псков на первом месте в России по количеству легкового транспорта на душу населения – зарегистрировано (в том числе и общественного) около 200 тысяч. Значит, каждая семья имеет по одной машине как минимум. У моих дочек у каждой по машине», – рассказывает Юрий Моисеенко. При этом ощущение того, что город завален машинами, почему-то нет. Обычная, рядовая картина.

20160105-ZMA_0031_new
Гостиница «Рижская» на Рижском проспекте. В Смоленске, по сути, не осталось вообще ни одной приличной гостиницы в центре города, кроме бывшей «Центральной». Одни гостевые дома на задворках и в промзонах с пафосными названиями. В Пскове есть гостиницы, куда не стыдно привезти туристов.

20160105-ZMA_0034_new
Остатки старого Пскова и элитные новостройки – в ста метрах от Великой.

20160107-ZMA_7435
Вот такой взгляд на город Псков, который, казалось бы, еще беднее Смоленска. Выводы делайте сами.

Максим ЗАХАРОВ. Фоторепортаж полностью – в блоге автора.

 


Теги записи:

Loading...

Комментарии