Почему по Днепру не пойдут корабли…

В Смоленске начались работы по расчистке русла реки Днепр, выполняемые силами ООО «Неруд» с привлечением для выполнения части работ (основной, но не самой денежной) брестской организации РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Благое и нужное дело, на которое из федерального бюджета Смоленщине выделено 82 млн рублей. Самое обидное, что история с расчисткой русла Днепра оказывается таким же обманом, как и история с набережной. Не потому что белорусский подрядчик плохо выполняет свою работу. А потому, что на пути к возрождению судоходства по Днепру возникла очередная коррупционная схема, в которой белорусская организация оказалась банальной ширмой. 

Ты помнишь, как все начиналось?… 

История с расчисткой русла Днепра возникла на повестке дня в 2009 году по инициативе С.В. Антуфьева, который поручил рассмотреть вопрос о возобновлении судоходства по Днепру. В связи с исключением в 1979 году Днепра из реестра внутренних водных путей РСФСР, использование на эти цели средств Министерства транспорта не представлялось возможным. В результате был найден другой способ получить финансирование и создать условия для возобновления судоходства — через экологические программы расчистки русла реки. Для тогдашней власти этот проект имел важное имиджевое значение: корабли, пущенные по Днепру спустя три десятилетия простоя – это ли не повод для гордости! 

Для реализации намеченных планов администрация Смоленской области намеревалась взаимодействовать с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В Смоленск зачастили высокие делегации из белорусского Минтранса. В ходе двухсторонних комиссий разрабатывались совместные планы по возрождению судоходства на смоленском участке реки. Забрезжил лучик надежды: по Днепру пойдут корабли! Однако после того, как заветное финансирование было получено, история начала развиваться по новому сценарию. 

IMG_1218

Братство братством, а денежки врозь! 

Белорусские проектные институты направили заявки для участия в аукционах на право заключения госконтракта на разработку проектно-сметной документации. Но вот незадача: вложив силы и средства в проработку вопроса на межправительственном уровне, белорусская сторона каким-то непостижимым образом не была допущена к аукциону! По воспоминаниям участников переговорных процессов, смоляне придрались к тому, что белорусская сторона не предоставила им копию постановления правительства о назначении на должность руководителя одной из компаний-претендентов. 

Для чего это было сделано? В 2010 году с подачи тогдашнего начальника департамента по природным ресурсам В.Никитина контракт на проектирование получила Смоленская фирма ООО «Союз-2000» не имевшая ни опыта проектирования подобного вида работ, ни специалистов данного профиля, ни инструментальной базы, позволяющей производить проектно-изыскательские работы на необходимом уровне. В результате через полтора года контракт с ООО «Союз-2000» был расторгнут, а проект за 1,6 миллиона рублей отдали на доработку фирме из Ярославля. 

IMG_1239

«Борьба с коррупцией» 

На дворе стоит август 2012 года. В Смоленской области входит в курс дела Алексей Островский, заявляющий о бескомпромиссной борьбе с коррупцией. Но подчиненные не слышат угроз своего шефа. В Смоленске начинается странная чехарда с аукционами на выполнение работ по расчистке русла Днепра. Однако, странная она лишь на первый взгляд. Но об этом позже. 

На первый аукцион, который состоялся 1 октября 2012 года, было подано четыре заявки, две из которых были отвергнуты на первом этапе. Так, отказ получает петербургская фирма «Шельф», занимающаяся ремонтом набережных, а также смоленское предприятие «Леспром», подавшее совместную заявку с Республиканским унитарным эксплуатационно-строительным предприятием «Днепро-Бугский водный путь». «Леспром» был непростой организацией. Честные белорусы прониклись желанием смоленской стороны сохранить максимальную часть налогов в региональном бюджете, для чего и создали совместное предприятие.  

Второй вариант был привлекателен еще и тем, что белорусы вместе со всей своей техникой собирались прибыть к месту работ по Днепру водным путем, расчистив по пути следования русло реки ниже Смоленска. Это к разговору о том, что могли бы получить, но так и не получили смоляне. Забегая вперед отметим, что субподрядчику пришлось доставлять тяжелую технику до Смоленска по дорогам общего пользования в темное время суток (днем негабаритное оборудование перевозить в Белоруссии запрещено). 

Победителем аукциона была признана компания «ТверьСтройСервис», опыт которой исчерпывался строительством детских садов. Начальная стоимость госконтракта была уменьшена с 81 700 820 рублей до 80,88 миллиона рублей. 

IMG_1277

История про «резиновый» швеллер 

Результаты аукциона были обжалованы одним из отвергнутых участников, заявки которого конкурсная комиссия признала несоответствующей требованиям конкурсной документации к техническим характеристикам применяемых материалов (с той же проблемой, как выяснилось, столкнулась и вторая фирма, получившая отказ). Так, например, конкурсная документация предполагала использование подрядчиком швеллеров из стали марки со свойствами: «сталь конструкционная углеродистая обыкновенного качества с механическими свойствами — относительное удлинение при разрыве 25 процентов». Где планировала отыскать стальные швеллеры, способные при разрыве удлиняться на четверть, компания, признанная победителем аукциона, остается только догадываться. 

Еще одной то ли небрежностью, но скорее всего «закладкой» для «неподходящих» участников аукциона стал пункт «Трубы стальные электросварные». Конкурсная документация требовала от них сопротивления по разрыву «не менее 38 гсс/кв. мм», хотя этот показатель измеряется в кгс/кв.мм. В итоге заявка, составленная в соответствии с требованиями ГОСТов, автоматически вступала в противоречие с требованиями к конкурсной документации. 

В результате Антимонопольная служба предписала главному управлению государственного заказа Смоленской области отменить протокол подведения итогов открытого аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по расчистке русла Днепра в черте города Смоленска. Что и было сделано. 

IMG_1281

Восхождение «Неруда» 

В июле 2013 года проводится очередной аукцион, на котором с понижением цены до 65,6 миллиона рублей выиграло уже знакомее нам предприятие «Леспром», выступавшее совместно с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Однако на этом приключения не заканчиваются. При рассмотрении второй части заявок комиссия департамента природных ресурсов не приняла к рассмотрению документы, подтверждавшие опыт подобного вида работ белорусского государственного предприятия и решила… госконтракт с победителем аукциона не заключать. Со вторым участником аукциона контракт тоже не заключили, так как претензии нашлись и к нему. 

212В результате руководителем департамента по природным ресурсам Н.Богомоловым с подачи его
непосредственного шефа, вице-губернатора Смоленской области А.А.Медведева, было принято решение заключить контракт без проведения аукциона с ООО «Неруд». Почему без проведения аукциона? Все просто: согласно федеральному закону о госзакупках, департамент имел право заключать договор с единым поставщиком после признания несостоявшимися повторных конкурсов. Чехарда с аукционами на поверку оказалась спланированной операцией по привлечению к госконтракту нужного подрядчика. Более того, контракт с ним был заключен на полную стоимость – 82,4 млн рублей. Смоленщина – земля богатая, а 16,8 миллионов – не те деньги, ради которых стоит мелочиться, рассудили смоленские чиновники. Надо ли говорить, что ООО «Неруд» никогда ранее расчисткой русла рек не занималось?… 

Предприятие «Неруд», расположенное по адресу ул.Матросова д.9, кв.78 сделало головокружительную карьеру буквально за два года. По настоящему крупные дела «Неруд» начинает выигрывать после прихода к руководству областью Алексея Островского и последовавшего за этим карьерного роста Александра Медведева. Увы, дружеские связи в эшелонах власти не документируются сайтами, вроде Госзакупок, так что в этом вопросе мы полагаемся исключительно на неофициальную информацию. Так вот, согласно ей, директор «Неруда» Харченко А.П. – земляк и друг экс-начальника департамента природных ресурсов Богомолова а также, кто бы сомневался, первого вице-губернатора Медведева А.А. Зато финансовую историю «Неруда» бережно хранят справочные системы. Из баз данных «Спарк» следует, что в 2012-м «Нерудом» выполнено четыре муниципальных контракта общей стоимостью свыше 23 миллионов рублей, связанных с ремонтом гидротехнических сооружений и дорог. В 2013 году победы на аукционах пополнили счета «Неруда» еще почти на 100 млн рублей. А в 2014 году фирма сорвала всем уже известный джек-пот, выиграв контракт по расчистке русла Днепра.   

Допуск «Неруда» на работы по госконтрактам стоимостью до 60 млн рублей не смутил областных чиновников. Уже после аукциона документы переоформили на нужную сумму. Чтобы белорусская компания, предпринявшая титанические усилия для получения заветного госконтракта, не подавала протест в антимонопольную службу, ей был обещан договор на субподряд, который и был заключен на сумму 33 млн рублей. Это  позволило белорусскому предприятию приступить к работам.    

IMG_1206

В сухом остатке 

А в сухом остатке мы имеем следующее:

1. Все разговоры о борьбе с коррупцией в администрации Смоленской области оказались, уж извините, болтовней. В коррупционные схемы вовлечены первые заместители губернатора Александр Медведев и Михаил Питкевич. Последний, в частности, засветился тем, что привез из Удмуртии в Смоленск своего земляка Эрика Уразова. Мы уже рассказывали о том, как он «успешно» рулит муниципальным предприятием «Автоколонна 1308».

2. Смолян в очередной раз обманули. Вместо судоходства по Днепру, вместо беленьких корабликов и речных вояжей до Орши и Могилева – удаление речных наносов в черте города Смоленска. Единственный в Смоленске теплоход «Смолянка»,  скорее всего, вернется в Могилев, где будет радовать речными прогулками братьев-белорусов.

3. Бюджет Смоленской области потерял почти 17 млн рублей только от одной сделки. Чиновники не поскупились и заплатили максимальную стоимость контракта. Куда пойдут эти миллионы? Думается, вопрос риторический. Если так расходуется весь 33-миллиардный бюджет Смоленской области, можно предположить, что ежегодно в карманы обитателей высоких кабинетов ложится порядка 5 млрд рублей. Такая вот «борьба с коррупцией».

И последнее: 49,4 млн рублей ООО «Неруд» потратит на вывоз и захоронение речных отходов. Иными словами, вывоз мусора обойдется в полтора раза дороже, чем его извлечение из реки и доставка тяжелой техники из Пинска. Какова реальная стоимость таких работ? Сколько самосвалов с речной взвесью отправится в Шейновский карьер? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в наших следующих публикациях.

Алексей МИРНЫЙ

SmolNarod.ru