В Смоленской области продолжаются волнения дальнобойщиков. Сегодня прошла очередная акция протеста. Недовольство перевозчиков связано с внедрением системы «Платон». «Смоленская народная газета» оказалась единственной, кто пришел на встречу с водителями и выслушал их мнение.
Водители грузовиков весом более 12 тонн с 15 ноября обязаны оплачивать проезд через систему под названием «Платон». Чиновники утверждают, что процесс автоматизирован и не вызовет неудобств для перевозчиков. Однако гладко было лишь на бумаге.
Это уже вторая по счету акция протеста в нашей области. Первая состоялась 11 ноября на трассе М 1. Напомним, что деньги, которые решили взимать с дальнобойщиков, должны поступать в федеральный бюджет. Из него будут выделены средства на ремонт дорог, ущерб которым причиняют транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Если быть точнее, то сначала средства пойдут на счета частной компании ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». И вот на что она их потратит – в настоящее время доподлинно неизвестно.
Водители не могут понять, почему нельзя использовать для реконструкции дорог транспортный налог, зачем нужен «какой-то «Платон»»? В системе предполагается два способа оплаты – с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Фиксировать проезд будут стационарные рамки, установленные на протяжении федеральных трасс. Судя по всему, пока отлажена лишь система санкций. Возле смоленского офиса «Платона» мы наблюдали огромную очередь. Водители раздражены. Противники нововведений разделились на два лагеря: одни отправились протестовать на трассу М1, другие, ругаясь и возмущаясь, все же стали в очередь к «Платону».
«Выдача бортовых устройств временно прекращена» – гласит объявление у входа в «платоновский» офис. «Мы звонили на горячую линию в Москву, нам сказали, что все есть, всего хватает! А оказывается, их уже нет!» — разводят руками мужчины, стоящие в очереди. Кстати, очередь немаленькая, а пускают внутрь строго по одному человеку, остальные мерзнут на улице. Время работы офиса — до 18:00. Уточняем у охранника, а что делать тем, кто весь день ждет? «До восьми вечера мы, до восьми!» — говорит он и не дает даже просунуть голову в дверь.
Что же думают перевозчики, протестующие против нововведения?
— Это полностью выталкивает малый бизнес! Поднимутся цены, грузоперевозки заблокированы!
— Дорожные карты создают много проблем. По ним можно проехать только по одному маршруту, и его нельзя сменить. А если машина сломается, что делать?
-Деньги вернут, только если отменил маршрут еще до выезда!
Недовольство дальнобойщиков вполне оправдано, к тому же, не заплатив за дорогу, водитель получит большой штраф: физические лица — 40 тысяч рублей, юридические — почти полмиллиона. «Фотофиксация может поймать одного человека три раза за день, и придется платить целых 120 тысяч, — жалуется мужчина из очереди. — Главная проблема в том, что система не готова к нормальной работе, вот когда все более-менее стабилизируется, тогда фуры начнут потихоньку двигаться».
Сегодня протестующие выехали не на фурах, а на личных легковых автомобилях, и, свернув с М1 в сторону Брянска, поневоле остановились, получив обвинение от полиции в организации несанкционированного митинга.
Полсотни автомобилей выстроились в ряд, водители вывесили плакаты, подняли флаги. «На этом мы не остановимся, в следующий раз будем подавать официальные документы на проведение митинга, будем дальше сидеть дома и не выезжать», — сообщил нам один из организаторов акции, которого впоследствии задержали и отправили в отделение полиции.
— Такое ощущение, что мы это себе возим! Давайте никто не будет ни возить, ни есть, ни пить!
— Это сейчас три рубля. Потом будет и пять, и десять!
Толпа бастующих активно обсуждала «Платон», или, как его уже прозвали, «Плут он». В итоге вереница машин разъехалась по домам протестовать дальше. А Росватодор тем временем тихо и мирно информирует граждан о плюсах новой системы.
Мы будем следить за развитием событий.
Юлия РОМАНЁНОК