Николай ПИСАРЕНКО: «Смоленские композиторы могли бы сделать гораздо больше…»

Смоленщина – музыкальный край. В Смоленской области есть музыкальные школы, есть хорошее музыкальное училище, выпускники которого занимают призовые места в различных престижных конкурсах, есть Государственный институт искусств. Есть Русский народный оркестр им. В.П. Дубровского и Смоленский камерный оркестр. Есть ансамбль «Таусень» и другие коллективы. В Смоленске, проводится старейший в России музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки.

Уже 23 года в нашем регионе действует отделение Союза композиторов России. Чем занимаются смоленские композиторы? Какие у них проблемы? 

Об этом и многом другом мы решили поговорить с композитором, певцом, Заслуженным деятелем искусств России, Почётным деятелем Союза композиторов России, председателем Смоленского отделения Союза композиторов России, лауреатом многих конкурсных премий Николаем ПИСАРЕНКО

– Как создавалось в Смоленске отделение Союза композиторов России?

– Будучи еще художественным руководителем филармонии, я в начале 80-х годов выступил в «Рабочем пути» со статьей о необходимости создания в Смоленске отделения Союза композиторов. Условия к созданию Смоленского отделения Союза композиторов тогда были очень благоприятными. Но, увы, тогда эту идею зарубили в обкоме партии.

Вновь вернулись к этому вопросу через 10 лет, в 1992 году, когда на родину в Смоленск вернулся композитор Вячеслав Андреевич Баркалов. Тогда в Союз композиторов Росси были приняты смоляне В. Сухоруков, С. Пьянкова, А. Щура, которые стали инициаторами создания Смоленского отделения в октябре 1992 года. А 5 ноября 1992 года в члены СКР был принят ваш покорный слуга. По стечению обстоятельств именно этот день и считается официальной датой создания Смоленского отделения Союза композиторов России (СО СКР). Первым председателем отделения был избран Вячеслав Андреевич Баркалов. А когда в 1997 году меня избрали председателем отделения, то в нашей организации насчитывалось уже восемь человек, потом мы приняли еще Д. Русишвили и Е. Николаева. То есть нас, композиторов, на Смоленщине немного. Но, если учесть, что на всю Россию членов Союза Композиторов всего 1680 человек (в Москве более 670, в Питере – 250, а все остальные на всю Россию), – то это не так уж и мало. Для сравнения: членов Союза писателей около 30 тысяч. И не каждый регион имеет отделения СКР. На всю Россию 52 отделения. Так что мы не совсем маленькая организация.

– Чем же занимается смоленская «Могучая кучка»?

– В народе говорят: мал, да удал. Это про нас. Наша организация по своей деятельности входит в пятёрку лучших организаций Союза композиторов России. Мы этим очень гордимся. Работу мы проводим большую. Организуем различные концерты смоленских исполнителей и композиторов. «Приношение смоленских композиторов М. И. Глинке», «Смоленские композиторы – детям», «Склоните головы пред ними» – для ветеранов войн и труда, «Они воспевали Смоленск и Смоленщину» (Памяти смоленских композиторов В. Баркалова, И. Тркшкина, К. Кабашова, Б. Носова и многих ушедших от нас композиторов), Всероссийские фестивали «Композиторы России – детям» (три таких фестиваля мы провели на Смоленщине, и в каждом фестивале состоялось до 20 концертов с участием известнейших композиторов России. Л. Лядова и Ш. Чалаев, В. Казенин и Э. Хиль, О. Петрова и В. Корнаков, А. Парцхаладзе и И. Якушенко и многие другие и, естественно, все наши композиторы приняли участие в этих фестивалях), Всероссийские фестивали «Панорама музыки России», Международный фестиваль «Музыка друзей».

002

Наша программа «Особые дети – особая музыка» и концерты «Смоленские композиторы – детям» проводятся для ребят с ограниченными возможностями и для детей из малоимущих семей. Эти концерты хотя бы частично восполняют проблемы воспитания, и приобщают детей к хорошей музыке.

В прошлом, 2014 году, несмотря на банкротство «Смоленского банка», в котором были заблокированы деньги нашей организации, смоленские композиторы провели мероприятия в честь 210-й годовщины со дня рождения М.И. Глинки, и в честь 55-й годовщины со дня образования Союза композиторов России под общим девизом «2014 год, год культуры в России».

Наша организация провёла VI фестиваль «Смоленские композиторы – детям» для детей с ограниченными возможностями и детей из малоимущих семей. В рамках этого фестиваля прошло 11 концертов в Смоленске, Сафоново, Дорогобуже, Верхнеднепровске, Кардымово, Ярцево, Рославле, Десногорске, Новодугино и в реабилитационном центре «Вишенки». Концерты фестиваля послушали около 3000 детей.

Надо видеть, с каким интересом слушают дети выступления больших мастеров – композиторов, которые пишут музыку для детей. Как дети поют вместе с этими композиторами знакомые им песни, как слушают инструментальную музыку.

20 лет Союз композиторов Смоленщины проводит областные детские фольклорные Праздники, где пропагандируем среди детей, любить исконно русские нравственные начала, – русскую народную песню и наигрыши, обычаи и танцы. На праздники приезжает до 400 детей со всей области. Из наших Праздников вышли многие детские фольклорные ансамбли, которые украшают и радуют своим мастерством слушателя на самых престижных концертах. «Кривичата» из пос. Голынки, «Кнопочки» из Сафонове, «Гнёздышко» из Гнёздово, «Ростислав» из Рославля, «Жаворонки» из Десногорска, «Ключик» из Печерска – всех не перечислить. Наши юные солистки стали лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов народного пения, лауреатами Дельфийских игр. Света Талюк получила Гран-при на конкурсе в Праге (Чехия).

Всего же мы в прошлом году провели более 40 различных музыкальных мероприятий. Некоторые члены нашей организации – Т. Симонова, С. Пьянкова, Е. Лобенко – работают по своим индивидуальным планам. Вообще, по скромным подсчётам, Смоленское отделение Союза композиторов России ежегодно обслуживает от 18 до 20 тысяч слушателей, и это в основном дети и подростки. Все наши концерты проходят бесплатно для слушателей.

Также смоленские композиторы выступали во Всероссийских фестивалях «Панорама музыки России» и «Композиторы России – детям».

Кроме этого, члены Смоленского отделения Союза композиторов России проводят сольные концерты и творческие встречи в библиотеках, школах, гимназиях и вузах области

В целях распространения и пропаганды творчества смоленских композиторов издаем нотные сборники. Издаем, конечно, по мере возможности, совсем небольшими тиражами.

004

– Действительно, ваша организация ведет большую и нужную работу. А кто же помогает смоленским композиторам: областные и городские власти или меценаты?

– К сожалению, о том, как современная власть относится к музыкальной культуре, говорит только один факт: у Смоленского регионального отделения Союза композиторов России до сих пор нет никакого помещения. У смоленских композиторов вообще ничего нет: ни нормального финансирования, ни оргтехники, ни транспорта, нет секретаря, ни даже штатного бухгалтера. Председатель работает на общественных началах, то есть бесплатно.

На деятельность всех творческих союзов Смоленщины из бюджета выделяются совершенно недостаточные средства, и нам перепадают крохи.

Между тем для проведения приличных мероприятий нужны приличные деньги. Вот и приходится обращаться к состоятельным организациям и предпринимателям. Надо сказать, что очень многие безвозмездно выделяют, хоть и скромные, средства. Мне бы очень хотелось их назвать, но у нас совершенно дурацкий закон: ты называешь мецената, а тебе приписывают, что это реклама. Таким образом, на корню душится благое дело, – помощь искусству. Мы просим помочь нам, вернее детям. Знаете, раньше в народе таких просителей называли «христосики», так как просили «Подайте, ради Христа». Каково! Однако, к великому сожалению, по-настоящему богатые организации и их руководители относятся к нашим мероприятиям и просьбам с каким-то непонятным полупрезрением. Бог им судья…

– Вам, наверное, обидно?…

– Если честно, то обидно. Но не за себя. За дело. За детей. За нашу Смоленщину, героическую, многострадальную, талантливейшую, щедро раздаривающую свои таланты другим регионам и даже миру. Смоленские композиторы могли бы сделать гораздо больше, если бы было нормальное отношение к нашей организации и хорошее финансирование. Все творческие организации: писатели, художники, композиторы – мы ведь не потребители, а созидатели. Мы творим и оставляем всем людям свои сочинения.

 И ещё один пример.Кто теперь вспоминает о том, что половина средств (три миллиона советских рублей из шести) на восстановление дома и усадьбы М.И Глинки щедро были выделены Союзами композиторов СССР и России? Никто об этом не вспоминает. Кто вспоминает теперь, что в Новоспасском должен был построен Дом творчества СКР. Недавно мне задал вопрос Андрей Яковлевич Эшпай: «Николай Егорович, может каким-то образом, можно было бы в Новоспасском поработать? Есть очень хорошие творческие задумки. Новоспасское очень мне помогло бы их воплотить в жизнь». И очень сильно расстроился, когда узнал, что в селе нет условий для воплощения его замысла.

006

К сожалению, смоляне забыли и о том, что знаменитый ежегодный Глинковский фестиваль был создан при активнейшем участии Союза композиторов СССР. Шостакович, Хренников, Шапорин – выдающие композиторы активно участвовали в создании и организации Глинковского фестиваля и музыкального училища. Это 1958 год.

Немногие нынче знают, что инициатором появления этого фестиваля являлся Александр Константинович Марчуков, который раньше был главным дирижером духового оркестра при Институте военных разведчиков в Москве. С этим оркестром выступали многие выдающиеся оперные певцы и певицы – Надежда Обухова, Сергей Лемешев, Иван Козловский и многие, многие великие певцы и музыканты. Они были солистами Большого театра, концертных организаций, и Александр Константинович их всех знал лично, а с Козловским он вообще был дружен.

После закрытия института разведчиков, в начале 50-х, Марчукова перевели в Смоленск, где он создал симфонический оркестр в нашем городе. В 1957 году по всей стране отмечалось 100-летие со дня смерти Михаила Ивановича Глинки.

В Смоленск на торжества приехал Симфонический оркестр Большого театра СССР, приехали известные композиторы и музыканты, в том числе и Иван Козловский. Козловский и Марчуков встретились, вместе выступили в концертах и, в дружеской беседе Александр Константинович попросил известнейшего певца оказать содействие своим авторитетом и поддержать идею организации Глинковского фестиваля. Эту идею активно поддержал композитор народный артист СССР Ю.А. Шапорин.

 И именно поэтому, то знаменитое открытое письмо Козловского, где он высказал мысль о проведении фестиваля в Смоленске, адресовано было А.К. Марчукову. То есть Козловский поддержал своим именем эту идею. И только после этого смоленские чиновники зашевелились.

Сегодня, к сожалению, значимость Глинковского фестиваля уже не та. Знаете, раньше на его открытии всегда присутствовали первые лица области. Считалось за честь быть на этом музыкальном празднике. И на концертах торжественного открытия и закрытия фестиваля они были в зале. Этим подчеркивался особый статус фестиваля, его важность для Смоленщины. Теперь этой традиции, увы, к сожалению, нет…

Еще обидно за то, что молодежь практически перестала рассматривать музыкальную деятельность в качестве своей профессии. Год от года снижается количество абитуриентов в музыкальное училище. Кто знает: где теперь молодой смоленский очень талантливый балалаечник, объездивший весь мир, выступавший перед Папой в Ватикане, в центре Пампиду в Париже, в Нью-Йорке?! Где он? Стал ли он крупным финансистом? Сломана прекрасная душа и уничтожена слава Смоленщины…

И виновата в этом не демография. Виновато в этом отношение к музыкальной культуре нынешних власть имущих и новых политиков. Они совершенно не понимают специфики музыкального труда. Этой профессии необходимо учиться около 18-19 лет. Семь лет (иногда десять) необходимо учиться в ДМШ, четыре года в музыкальном училище, пять лет в консерватории, два года в аспирантуре.

А каковы перспективы после окончания учебы? Весьма и весьма туманны и не радужны. Ибо всех ждет мизерное жалование, которого не будет хватать даже на нормальное пропитание. Вот «где собака зарыта».

Беседовал Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru