Несыгранные роли Юрия Никулина

Насколько был удачлив в кино Юрий Никулин? Казалось бы, странный вопрос: он сыграл множество замечательных ролей, за которые нашего земляка знает и любит едва ли не половина земного шара, однако не спешите с выводами. Вот несколько очень значимых эпизодов его актёрской карьеры.

Несостоявшийся Деточкин

С нашей точки зрения, отказ от съёмок в «Берегись автомобиля» – главный промах в творческой биографии нашего земляка. Дело в том, что роль Деточкина писалась сценаристами специально для Юрия Никулина, об этом Эльдар Рязанов прямо говорит в книге «Неподведённые итоги». Режиссёр оценил талант артиста, работая с ним в фильмах «Девушка с гитарой» и «Человек ниоткуда». Ко времени начала работы над приключениями Деточкина помимо комического таланта Никулина («Пёс Барбос…», «Неподдающиеся», «Деловые люди» и др.) зрители могли оценить и его трагическое дарование. В начале 1962 года на экраны страны вышел гениальный фильм Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими».

Фильм «Берегись автомобиля» рождался на удивление долго. Вот, как об этом рассказывает режиссер фильма Эльдар Рязанов:

«Фильм под названием «Угнали машину» был запущен в подготовительный период. Велись кинопробы. На роль Деточкина мы утвердили Юрия Никулина, на роль следователя Подберёзовикова – Юрия Яковлева. Однако незадолго до начала съёмочного периода выяснилось, что цирк отправляется в многомесячные гастроли, и Никулин тоже должен уезжать. А сценарий, между нами говоря, писался специально на него. Мы в процессе сочинения встречались с Юрием Владимировичем, читали ему первому новые придуманные сцены. Одновременно с кинопробами Никулин начал учиться вождению автомобиля. Никого другого в этой роли мы представить себе не могли. И вдруг такой удар – исполнитель уезжает.

Освободить Никулина от зарубежных гастролей могло только очень влиятельное лицо. В это время у нас появился новый министр, пришедший из ЦК КПСС, Алексей Владимирович Романов. Что он из себя представлял, нам было неизвестно. Но если кто и мог спасти нашу картину, то, конечно, только он. К нему-то я и отправился. Представился. Объяснил ситуацию. Романов сказал, что, прежде чем помочь, он хотел бы ознакомиться со сценарием, что с его стороны казалось вполне логичным.

фотопробы к Берегись автомобиля

Сценарий был немедленно доставлен министру. А ещё через несколько дней произошла вторая встреча. Алексей Владимирович сказал, что сценарий ему показался плохим. В первую очередь в воспитательном смысле. Ведь после выхода подобной картины советские граждане примутся угонять автомобили, фильм будет поощрять дурные инстинкты. Поэтому он не только не станет звонить в «Союзгосцирк», освобождать Никулина от гастролей, но и вообще остановит производство нашей ленты. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя главной роли, Кинокомитет картину «законсервировал». «Консервация» – это такая своеобразная форма, когда производство фильма временно останавливают. Но мы понимали, что нас, судя по всему, закрыли навсегда».

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский решили пойти обходным путём: переработать сценарий в повесть, опубликовать её и добиться экранизации: «Экранизацию, как известно, в кино всегда любили больше, потому что она уже апробирована издательством».

Повесть «Берегись автомобиля» в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошую прессу, – за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро».

Обратим внимание вот на что. В «Жалобной книге» у Никулина есть роль, пусть не самая большая, но есть – продавец.

003

«Таким образом, инсценировку повести «Берегись автомобиля» снова запустили в производство. Тут выяснилось, что Юрий Никулин и на этот раз не может сниматься, он опять уезжает за границу на длительные гастроли. Пришлось снова приниматься за поиски героя…», – писал Эльдар Рязанов.

Как известно, Иннокентий Смоктуновский отчаянно упирался и не хотел сниматься в «Берегись автомобиля», Рязанову пришлось пускаться на уловки и хитрости. Есть версия, что вот это упрямство великого актёра, подогреваемое, кстати, его женой, – это как раз обида на то, что сценарий делался на другого актёра, и роль достаётся с чужого плеча. Правда, Эльдар Александрович утверждает, что Смоктуновский был «всего лишь» переутомлён и болен…

В результате Деточкина гениально сыграл Смоктуновский, а Никулин триумфально выступил на гастролях в Болгарии. Чувствуете разницу? Где они теперь, эти гастроли?!.

Любовь на всю жизнь

Каждый, кто читал книгу Юрия Никулина «Почти серьёзно», не мог не поразиться, с какой бесконечной любовью и сердечностью автор пишет о цирке. По сути, вся книга – объяснение в любви цирковому искусству и его верным слугам.

Получается, Юрий Владимирович на протяжении десятилетий (!) был вынужден разрываться между цирком и кинематографом. Вот эту страсть Никулина к цирку надо иметь в виду.

002

Впервые молодой артист (ему неполных 27) вышел на манеж цирка 25 октября 1948 года вместе с Борисом Романовым для исполнения репризы «Натурщик и халтурщик». Уже в 1949 году Никулин стал клоуном цирка. Первое время он выступал в качестве ассистента популярного клоуна Карандаша, а позже стал работать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. Юрий выступал на арене цирка более тридцати лет, совмещая работу со съемками в кино.

004

В 1981 году его повысили до главного режиссёра, а год спустя он занял место директора. Под его руководством Московский цирк процветал, для него было построено новое, современное здание. Всего в стенах родного заведения артист проработал около пятидесяти лет.

На пути к «Андрею Рублёву»

Информагентство «Новости» утверждает, что Никулин пытался отказаться от ещё одной своей звёздной роли: «Благодаря успеху в этом фильме («Когда деревья были большими») Никулин получил роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!» (1964 год), от которой актёр хотел отказаться: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!».

kinopoisk.ru

В биографической справке, посвящённой актёру, РИА «Новости» сообщает, что «из-за цирковой работы» Никулин не сыграл в «Войне и мире» и «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Говорят, Никулин был утверждён на роль капитана Тушина (её сыграет Николай Трофимов, и эта одна из лучших и главных ролей в его судьбе). Судя по всему, участвовать в «Ватерлоо» нашему земляку помешала болезнь (роль – вопрос открытый). Поработать с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком удалось только с третьей попытки – в экранизации романа Шолохова…

И – вишенка на нашем тортике. Никулин должен был сниматься ещё у одного выдающегося отечественного комедиографа – у Георгия Данелия. Причём в главной роли – Травкина в комедии «Тридцать три» (работа велась в 1965 году, фильм вышел весной года следующего, как и «Берегись автомобиля»). Но не сложилось, что-то произошло, и в другие свои ленты Георгий Николаевич Юрия Владимировича уже не приглашал. Травкина успешно сыграл Евгений Леонов, быстро ставший своеобразным талисманом для Данелии – он стал снимать выдающегося актёра в каждом своём фильме.

006

Любопытный отзыв от работы с Никулиным над фильмом «Двадцать дней без войны» (1976 г.) дал выдающийся режиссёр Алексей Герман. Причём эта реплика блестяще характеризует не только актёра, но и самого говорящего и нравы, царящие в закулисье: «Актёр он был средний, но как человек великий, личности мощной, масштабной. А это сразу становилось видно на экране, что мне было и нужно». (Цитируем по блогу Стаса Садальского.) Можно вспомнить, что «средний» актёр создал запоминающиеся трагические образы в таких фильмах, как «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину», «Чучело»…

Прощай, Балбес!

История расставания Леонида Гайдая с созданной им самим троицей Никулин-Вицин-Моргунов рассказывалась многократно. Вкратце она такова: у режиссёра случился конфликт с Евгением Моргуновым, и он использовал его как повод для разрыва, заявив в сердцах: «Больше ты в моих фильмах сниматься не будешь!» Так и произошло.

Есть любопытные сведения о том, что Леонид Иович не очень-то рвался снимать и «Кавказскую пленницу», но вынужден был подчиниться воле киноначальства. Нам эта история кажется малоправдоподобной хотя бы потому, что ничего не мешало тому же самому киноначальству навязать ещё один фильм с культовыми персонажами, но этого не случилось.

Несыгранные роли Юрия Никулина

В это трудно поверить, но говорят, что Никулин не хотел играть Балбеса уже в «Кавказской пленнице»! Виктория Чернышёва («Российская газета») пишет: «Сценарий фильма актёру не понравился, он отказался сниматься. Гайдай уговорил его лишь на условии, что на съёмках артистам будет дозволено импровизировать». Эта история тоже кажется мало похожей на правду, поскольку Никулин в других случаях проявлял поразительную несговорчивость. Правда, говорят также, что искромётная, озорная атмосфера «Операции Ы» и «Пленницы» – во многом плод коллективных усилий. Вплоть до того, что сначала совместно обсуждались репризы, иногда – долго, со спорами, и только потом звучала команда «мотор!».

007

А вот что является документом, так это выступление Юрия Никулина со страниц газеты «Советская культура» (май 1968 года), где он призывает Гайдая не ставить на троице окончательный крест и продлить ей жизнь в одном из будущих фильмов. Говорят, идея одного из сценариев была такой: троица, организовав концертную бригаду, отправляется в турне по стране… Но, как мы знаем, корабль Гайдая ушёл безвозвратно. На тот момент вовсю шла работа над «Бриллиантовой рукой», где Никулин триумфально сыграл Семёна Семёновича Горбункова. По складывающей традиции, роль писалась специально для Никулина!

008

«Ему даже под это дело в «Союзгосцирке» дали специальный отпуск сроком на полгода, чего ранее никогда не делали. Но Гайдай теперь был в фаворе и мог попросить о таком одолжении кого угодно», – утверждает известный исследователь биографий звёзд Фёдор Раззаков. Обратите внимание: Гайдай стал всесильным и мог сделать для вечно занятого Никулина что угодно!..

И тут, в связи с расставанием с Балбесом, любопытно вот что. В сценарии «Бриллиантовой руки» Гайдаем была придумана другая троица: Граф, Механик и Малыш. Однако в процессе обсуждения будущего фильма новую троицу решено было сократить до двух человек, избавившись от Малыша…

Управдом Бунша

И второй главной личной потерей, наряду с Деточкиным, на наш взгляд, стал отказ Юрия Никулина от ролей Бунши и Ивана Грозного в будущем блокбастере Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Опять же, подчеркнём: роли писались специально для Никулина! Это факт.

Кинобайка: в это время в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы исследования известного антрополога Михаила Герасимова. Им, в частности, по костям черепа был восстановлен портрет Ивана IV Грозного. Посмотрев на него Нина Гребешкова будто бы сказала мужу: «Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!» Судите сами – по фотографии герасимовской реконструкции.

скульптурный портрет Ивана Грозного

Насчёт причин столь серьёзного отказа есть две версии. Первая: пресловутая занятость в цирке. Вторая: Никулин прочитал сценарий, он ему, как водится, не понравился, артист даже решил, будто фильм положат на полку!..

Фильм снимался в рекордно короткие сроки, с опережением графика, и время на съёмки, думается, найти было можно. Благо и ехать недалеко – Ростов Великий.

Против версии «положат на полку, поэтому и сниматься не буду» свидетельствуют факты. Из фильмов с участием Ю.В. Никулина по-настоящему сложная судьба была только у фильма «Андрей Рублёв». Однако ко времени описываемых событий эту картину с полки сняли, и началась её прокатная жизнь, пусть и «малым экраном».

Позволим себе напомнить, что у Никулина там роль второго плана. А самый главный факт – фильмы режиссёра Гайдая были невероятно успешны в прокате. Они приносили Стране Советов реальные деньги. Невозможно поверить, что курицу, несущую золотые яйца, рискнули бы упрятать в сейф. Единственное, что имело очень непростую судьбу, так это сочинения Михаила Афанасьевича Булгакова. Но уже был снят блистательный «Бег», и он не лёг на полку. Анатолий Эфрос готовил к постановке телеспектакль по пьесе «Кабала святош», и это не могло быть секретом в мире театра и кино…

009

Кстати, отметим, что позже, после ухода Никулина, самые лучшие пробы на главные роли были у Евгения Евстигнеева, и Гайдай хотел на этой кандидатуре остановиться. Но в павильоне произошло недоразумение, Евгений Александрович счёл себя оскорблённым и рассорился с режиссёром. Ранее два несостоявшихся Бунши объединили свои актёрские усилия в «Стариках-разбойниках» Эльдара Рязанова…

Есть такая легенда (а может, и быль), будто Гайдай специально пригласил Никулина на предварительный просмотр готового «Ивана Васильевича» и, дескать, Никулин страшно жалел, что отказался от съёмок в этом фильме.

Как бы там ни было, но Гайдай больше не снимал Никулина в своих следующих картинах (а их было немало – семь). А всеми любимый артист-смолянин вернулся к комическому амплуа, создал клуб «Белый попугай» и сыграл в нём самого себя. Свою последнюю роль.

Сергей МУХАНОВ

SmolNarod.ru