Немецкое кладбище в Духовщине: мир праху?

На окраине Духовщины открывается немецкое военное кладбище, где будут захоронены останки солдат и офицеров вермахта, погибших в годы Великой Отечественной войны. Кладбище в Духовщине станет последнем военным мемориалом, созданным Народным союзом Германии на территории России…

 Немцы в городе

 Население Духовщины всего 4,1 тысячи человек. До августа 2013 года на окраине этого маленького русского городка были захоронены останки 30 тысяч (!) военнослужащих вермахта, перенесенные с многочисленных военных кладбищ на территории Смоленской, Калужской и Брянской областей. Позже планируется увеличить «численность» этого мемориала до 70 тысяч, что в семнадцать раз больше, чем количество ныне здравствующих жителей Духовщины.    

 Конечно, никаких 70 тысяч тел здесь лежать не будет. Будет лишь условный прах с кладбищ, которые обустраивали немцы на временно оккупированных территориях, как правило, при госпиталях. Именно поэтому сохранились данные о солдатах – имена, фамилии, годы жизни. Те, кто остались в русских лесах и болотах в 1943 году никаких данных о себе не оставили. Также как и советские солдаты, которые остались лежать в тех же лесах и болотах в 1941-м. 

 Именно это обстоятельство – немцы поименно, о русских всюду «пропал без вести» – вызывает особую горечь у духовщинцев, да и всех смолян. Впрочем, подавляющее большинство возмущает и сам факт размещения немецкого мемориала на политой кровью и поруганной фашистами  российской земле.

 Духовщинцев не спросили

 Обустройство кладбища проходило практически в информационном вакууме, да и место было выбрано явно случайно. Как сообщил «Народной газете» один из бывших сотрудников областной администрации, при Антуфьеве захоронение предполагалось разместить на территории Гагаринского района (близко к Москве, но не Москва, тем не менее легко добираться из столицы), однако местные жители вздыбились против. На высшем уровне власти региона решили все спустить на тормозах, а тему категорически замолчать, никак не комментировать. Вот так «откуда ни возьмись» и появился мемориал в Духовщине. Тайком-тишком отвели пять гектаров, закопали 30 тысяч немцев. А что духовщинцы против, так кто этих духовщинцев спрашивает.  

 Правда, была еще волна в интернете. Вал эмоционального возмущения с одной стороны, примиренческие увещевания с другой. Среди этой пустопорожности звучали и разумные идеи. Например: неужели нельзя было оборудовать кладбище погибших захватчиков подальше от населенных пунктов, магистральных дорог, мемориалов советским воинам? Разумно. Но на свободу слова во Всемирной сети есть свобода слуха в коридорах различных администраций. Или, может, в пользу принятия решения играли какие-то иные доводы, о которых мы можем лишь догадываться?..

 Напоминание что есть война

 — Гигантское кладбище, редко где встретишь такое, — дает оценку факта создания немецкого кладбища в Духовщине Михаил Евдокимов, заведующий лабораторией туристско-рекреационных исследований гуманитарного университета. – Семьдесят тысяч имен – невероятно! А мы и не предполагали, что такой объект появляется на Смоленщине… Как к нему относиться? Непростой вопрос. С одной стороны, это напоминание о том, что такое война. Это сотни тысяч, миллионы погибших, в том числе и тех, кто готов с легкостью развязать «маленькую победоносную». Кстати, никогда в истории не хоронили поверженных врагов-оккупантов. Так что этот военный мемориал говорит еще и в пользу гуманизма, идею которого трудно переоценить с разумных позиций. Но, честно говоря, принять по-человечески все это сложно. Видимо, не прошло еще время, не утихла боль. Она утихнет – потом, позже. Ведь мы же сегодня не держим зла на французов, а ведь в 1812 году они делали ровно то же, что и гитлеровцы: убивали, насиловали, жгли, причем массово. А сегодня наполеоновские французы – это костюмированные персонажи исторических реконструкций, герои водевилей… Привлечет ли новый мемориальный объект внимание к Смоленщине? Безусловно. Германский вермахт, если можно так говорить, как военная организация был отделен от церкви, и большинство его составляли лютеране, у которых сдержанное отношение к праху предков. Но значительная часть немецких солдат была воспитана в духе католицизма – к примеру, баварцы, а баварцы – это треть всех немцев. У католиков отношение к останкам совсем иное. Возможно, они и будут приезжать. Но массового паломничества не случится, поминального культа не возникнет и т. д. А еще по каким-то датам сюда начнут прибывать межгосударственные делегации, например во Всенародный день скорби, который немцы отмечают в ноябре. Вряд ли они захотят останавливаться в Духовщине или в Смоленске, но туристическую отчетность нам немного поправят.       

 Народный союз

 По площади немецкое военное кладбище явно в сотни раз превосходит мемориал погибшим советским воинам в центре Духовщины. По стилю оно идентично другим захоронениям, которые опекаются Народным союзом Германии по уходу за военными могилами. Эта организация была создана в 1919 году, сразу после Первой мировой войны; сейчас ее членами считаются 1,6 миллиона человек.  В соответствии с межправительственным соглашением между Россией и ФРГ от 29 января 1993 года, Народный союз взял на себя обязательство следить за сохранностью захоронений советских воинов на территории своей страны. В ответ германской стороне разрешено было обустраивать немецкие военные кладбища на территории России.

 Есть на силу сила, что всегда сильней

 «А мне нравится этот памятник, — говорил давным-давно один знакомый, с которым довелось посетить аналогичное немецкое военное кладбище в Нижней Дубровенке, что под Смоленском. – Здесь понимаешь, что русские  воевали не с абстрактной злой силой, не с демонами ада, не со сверхчеловеками. Наши солдаты не затыкали фашистские пулеметы своими телами, как показывают в фильмах, а весьма грамотно и умело отправляли к праотцам незваных гостей с берегов Одера и Рейна. Вон их сколько, «сверхчеловеков» – тысячами лежат! Это памятник российской доблести. А для немцев это место, чтобы плакать – о своих погибших родственниках и о своей дурной истории. Но это уже их дела»…

По-моему, хороший подход.

 Павел Филиппов. 

SmolNarod.ru