Наш человек в команде Гайдая

7.10.2017 11:56
Автор новости: Шеф-редактор
Далеко не каждый зритель знает, что главным художником классических фильмов великого Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» был наш земляк, уроженец Смоленска Евгений КУМАНЬКОВ.

Он был разносторонне одарённым человеком. Помимо работ в кино, он известен как талантливый график, театральный художник и художник-урбанист. Евгений Иванович принимал непосредственное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников.

Выдающийся сын своего времени, Куманьков стал героем эссе известнейшего писателя Юрия Нагибина. Для сравнения, Нагибин также написал книгу «Рассказы о Гагарине», которая стала хрестоматийной. Нагибин оценил масштаб личности нашего земляка-художника.

Родившийся 29 февраля

001Неизвестно, как часто отмечал свой день рождения выдающийся художник, но совершенно точно известно, что он родился 29 февраля 1920 года в Смоленске. Успешно окончив среднюю школу, 18-летний Евгений покидает родной город и в декабре 1938 года попадает в первый набор на художественный факультет ВГИКа.

Началась Великая Отечественная война, и третьекурсник Куманьков уходит в народное ополчение. Но уже в 1943 году он заканчивает с отличием ВГИК по специальности «Художник». В 1944 году дебютирует в кино как художник-постановщик фильма «Родные поля» режиссёров Бориса Бабочкина (того самого, Чапаева) и Анатолия Босулаева.

Топ-лист фильмов Евгения Куманькова:

«Далеко от Москвы» (1950, реж. А. Столпер), «Садко» (1952, реж. А. Птушко), «Илья-Муромец» (1956, реж. А. Птушко), «Капитанская дочка» (1958, реж. В. Каплуновский), «Метель» (1964, реж. В. Басов), «Двенадцать стульев» (1971, реж. Л. Гайдай), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, реж. Л. Гайдай), «Не может быть!» (1975, реж. Л. Гайдай), «Горе от ума» (1977, фильм-спектакль), «Инкогнито из Петербурга» (1977, реж. Л. Гайдай).

Что общего между Садко и Фрэнсисом Фордом Копполой?

Думается, у нас нет ни одного зрителя, который не испытал бы могучее обаяние фильма «Садко». Удивительно, что в стране, всего семь лет назад завершившей кровопролитнейшую и разрушительнейшую из войн, нашлись силы и средства создать столь внушительную эпическую постановку. Можно себе представить, как были потрясены увиденным юные зрители!..

Советский Союз был одним из родоначальников трюкового, зрелищного кино. Это сейчас мы изо всех сил стараемся успеть за Голливудом, а были времена, когда кинематографический Запад не мог скрыть своего восторга перед советским экраном.

002

Так, фильмы Птушко попали в прокат в США. Они очень понравились американскому продюсеру Роджеру Корману, и он приобрёл права на показ картин. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордом Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон».

004

По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам, сообщает сайт «Чтобы помнили».

К слову, «Илья Муромец» стал первым советским широкоэкранным фильмом. Также он знаменит одной из самых больших массовок в мировом кино – 106 тысяч человек и 11 тысяч лошадей. Можете себе представить задачи, стоящие перед художником-постановщиком?!

003

И ещё. Вот что пишут в интернете современные зрители (портал kino-teatr.ru): «Смотришь «Илью Муромца» – так и видишь, как на экране оживают картины Васнецова, Нестерова, Рериха. Я бы сказала, что по общему впечатлению фильм напоминает роскошно иллюстрированную книгу».

«Садко» получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в 1953 году, «Илья Муромец» – диплом МКФ в Эдинбурге в 1958-м.

Конфликт с Бондарчуком

Нельзя сказать, что кинематографическая судьба Куманькова складывалась ровно и безмятежно. Одной из самых мучительных страниц в его жизни стала работа над киноэпопеей «Война и мир».

«Большой, сложный и тяжёлый период в жизни художника, – писала искусствовед Юлия Баклакова. – Было создано великое множество эскизов, раскадровок, экспликаций, которые широко публиковались в прессе. А потом Евгений Иванович ушёл с картины. Эстетический «зазор» между художником и режиссером оказался на этот раз слишком глубоким, творческого и человеческого контакта не получилось. Кто здесь виноват? Это уже не играет роли. Так или иначе, эскизы Куманькова к роману «Война и мир» являются вполне самостоятельными произведениями станковой живописи».

О достоинствах работы Евгения Ивановича скажет всего один факт. Ныне его эскизы декораций и костюмов к фильму «Война и мир» находятся в музее Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

Именно Евгений Куманьков отыскал натуру для съёмок фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Об этом с гордостью может сказать каждый смолянин, посещающий Ростов Великий.

Неожиданный союз

«Почти пять лет (с 1966 года) фамилия Евгения Ивановича не встречалась в титрах новых фильмов. Приглашения в киногруппы были, но он от них отказывался: картины были малоинтересными. Но как-то само собой, незаметно завязались контакты между Куманьковым и Леонидом Гайдаем, контакты на первый взгляд парадоксальные. Первый никогда не работал в жанре комедии, да ещё эксцентрической. Второй никогда не считался «изобразительным» режиссёром. Однако Куманьков всегда испытывал тягу к гротеску, а Гайдай – к яркой пластике. Так эти два мастера встретились и подружились на постановке «Двенадцати стульев», – писала Юлия Баклакова.

008

Встреча Куманькова с выдающимся комедиографом послужила началом яркого творческого сотрудничества. «Вместе мы сделали четыре картины, – рассказывал Леонид Гайдай. – Куманьков не просто прекрасный художник. Это удивительный мастер, умеющий не только мыслить образами кино, но досконально знающий материал, над которым он работает. 

007

Вот, скажем, булгаковская комедия. Сколько тут фантазии, искромётности: волею машины времени столкнулись, перемешались две такие далекие эпохи!.. Куманьков не только выстроил декорации в павильонах, он отыскал натуру, где мы снимали эпизоды царствования Ивана Грозного.

005

И зощенковские рассказы, и гоголевский «Ревизор» – не знаю, как бы всё это воплотилось на экране у другого художника, не берусь предсказывать. Но то, что делает Куманьков, считаю единственно нужным решением, единственно верным. Словом, поразительное чувство времени, стиля, юмора. Мастер – и этим, пожалуй, всё сказано!»

Лидер Малого театра

С 1974 по 1999 год Евгений Иванович работал главным художником Малого театра СССР. Сотрудничество Куманькова с Малым носило исключительно плодотворный характер – на протяжении 40 лет. Наш земляк создал костюмы и декорации к лучшим постановкам театра: «Иванов» (1960), «Царь Фёдор Иоаннович» (1973), «Горе от ума» (1975), «Господа Головлёвы» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Берег» (1978), «Без вины виноватые» (1981), «Ревизор» (1982), «Дети Ванюшина» (1983), «Недоросль» (1986), «Князь Серебряный» (1990), «Смерть Иоанна Грозного» (1995), «Воскресение» (1998). Почти все эти работы доступны широкому зрителю в форме фильмов-спектаклей.

Старая Москва

Москву – свой любимый город – художник писал всю жизнь. «Всё чаще и чаще обнаруживалось, что многое, чем я любовался и с чем буквально дружил многие годы, стало безжалостно истребляться. Потери я воспринимал трагически, как нечто личное, как собственную боль, почти физическую…» – писал Куманьков в своих воспоминаниях. Неутомимо, пытаясь успеть сделать как можно больше, художник не просто рисовал, но, как теперь понятно, спасал Москву, запечатлевая навсегда разрушаемые кварталы, уходящие в небытие арбатские, остоженские, пречистенские, замоскворецкие переулки и дворы.

006

«Московские» работы Куманькова насчитывают сотни живописных полотен, пастелей, рисунков. Его произведения, посвящённые столице и России, хранятся во многих музеях страны. Евгения Ивановича отличали не только талант, но и щедрость. Так, художник передал бесценный дар Государственному музею имени А.С. Пушкина – 125 своих картин…

Е.И. Куманьков был удостоен высокого звания народный художник РСФСР и ордена Почёта, а также благодарности от столицы – звания «Человек-легенда ЦАО Москвы».

Евгений Иванович умер 12 марта 2012 года в Москве. Похоронен на кладбище усадьбы Мелихово, близ города Чехова в Подмосковье.

Сергей МУХАНОВ


Теги записи:

Комментарии