На этой неделе в культурной жизни Смоленска произошло весьма странное событие. Смолянам показали «реэкспозицию» музея в башни Громовой, к обновлению которого общественность готовили долго и основательно. Предстоящие перемены Российское военно-историческое общество (РВИО), взявшее башню в пользование, начало анонсировать еще в феврале. С 24 июля музей был закрыт и готовился предъявить смолянам новое, столичное качество музейных услуг. Ожидалось, что на открытие музея приедет сам министр культуры Владимир Мединский. Не приехал, и теперь понятно почему.
Смоляне стали свидетелями не только уничтожения одного из самых лучших музеев города и области, но и наглого очковтирательства, когда откровенную халтуру преподносят, как великое достижение. Наша редакция неоднократно обращала внимание общественности на готовящуюся аферу, которую затеяли некоторые смоленские чиновники от культуры под крылом губернатора и совместно с представителями РВИО. К сожалению, сбылись все наши худшие опасения.
Итак, в понедельник, 25 сентября, после двухмесячной «реэкспозиции» и громогласной рекламной кампании, состоялось открытие как бы обновленного музея в крепостной башне Громовая, которая теперь принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО).
Тут стоить напомнить о том, как смоленская крепостная башня оказалась в руках этой московской общественно-государственной организации. В конце ноября 2016 года министр культуры, председатель РВИО Владимир Мединский встретился со смоленским губернатором Алексеем Островским, чтобы обсудить открытие в Смоленске нового музея. Затем было озвучено, что РВИО намерено взять под свой контроль музей в Громовой башне, чтобы сделать там новую суперсовременную экспозицию. В результате, отреставрированную и приносящую доход Громовую башню, смоленские чинуши изъяли у смоленского музея-заповедника, и отдали столичному обществу в аренду на пять лет.
Московские мальчики и девочки из РВИО с большим самомнением решили показать всем замшелым смоленским музейным работникам мастер-класс, как надо делать музеи. Поэтому почти полгода на своих сайтах они рассказывали различные сказки о том, каким прекрасным станет музей в Громовой башне под их чутким и профессиональным руководством.
Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов в своем интернет-блоге заявлял: мол, мы заберем под свою юрисдикцию башню Громовую, модернизируем экспозицию, и покажем, «что можно там сделать, если соединить лучшие умы (и смоленские, и столичные) с ресурсом военно-исторического общества». Аналогичные басни рассказывала и директор Музея военной истории РВИО Марина Назарова, которая хвалилась, что «уже готова научная концепция» новой и современной выставки в Громовой башне.
[see_also page_id=»119406″]Затем в декабре 2016 года на сайте Российского военно-исторического общества был опубликован «проект» на одной страничке по созданию «новой музейной экспозиции» в Громовой башне. Проект так и называется «Новая Башня Громовая».
После прочтения этого немногословного «проекта» и объявленного «творческого конкурса» у смоленских историков и краеведов возникло много вопросов, а также появилось ощущение, что готовится какая-то афера. Ведь в этом «проекте» было написано то, что уже давно в музее существует и действует не один десяток лет. Причем без РВИО. Ощущение обмана усилилось, когда выяснилось, что никакого «творческого конкурса» не было проведено, так как нигде не сообщалось о его результатах. Кстати, теперь этой «проектно-творческой» страницы на сайте РВИО не существует.
«В чем же роль РВИО? Скажите, в чем новации? Где новые идеи?», – задавали наивные вопросы смоленские историки и краеведы. Но вместо ответов московские квазиспециалисты подсовывали им всё новые и новые прожекты в духе Нью-Васюков. Вообще откровенного вранья вокруг якобы отремонтированной Громовой башни за последние полгода было немало. Например, утверждалось, что «что в обновленном музее появится много новых экспонатов, в том числе редкость, которая имеет отношение к истории времен Сигизмунда III», что будет сделан пандус для инвалидов, что на открытие приедет министр культуры и т.д.
И вот, наконец-то, настал долгожданный и торжественный день открытия обновленной суперсовременной музейной экспозиции в Громовой башне. И тут-то начались самые настоящие культурные и строительные «обломы». Сразу выяснилось, что обещанного инвалидного пандуса нет и в помине, и что Мединский смотреть на этот позор не приедет.
Дальше – еще веселее. Оказалось, что московские «специалисты» из РВИО так хорошо обновили музейную экспозицию, что в ней практически ничего не осталось. Если называть всё своими именами, то теперь в Громовой башне смотреть не на что.
Автор этих строк насчитал всего шесть (!) подлинных экспонатов, которые имеют хоть какое-то отношение к польско-российским войнам XVII века и к обороне Смоленска. И то, эти экспонаты арендованы РВИО у смоленского музея-заповедника. Остальное немногочисленное – мелкая бижутерия и мелкие предметы быта из частных коллекций, оружейный новодел, реконструкция одежды и советские бумажно-фанерные планшеты с исторической информацией. И всё…
При этом сотрудники музея гордо утверждают, что настоящих экспонатов не 6, а 14. Господа, это, конечно, в корне меняет дело! Только почему-то во многих школьных музеях гораздо больше подлинных экспонатов, чем в обновленной Громовой башне.
А ведь в старом, не испохабленном РВИО музее «Смоленск – щит России», были коллекции действительно уникальных вещей XVII и XIX веков, настоящее оружие тех эпох, работала отличная выставка «Солдат 1812 года».
Теперь ничего этого нет. Хотя всем известно, что музей – это, прежде всего, экспонаты.
Откройте любой энциклопедический словарь, и вы узнаете, что «музей – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение». И раньше в башне так и было.
Теперь же, благодаря «специалистам» РВИО, в Громовой башне ничего этого нет, а, значит, нет и музея. Московские «специалисты» за короткий срок, но за большие деньги из полноценного исторического музея сварганили убогую выставку уровня сельского ДК. Гора родила мышь!
Особенно, конечно, позабавил разрекламированный старый (!) макет города и крепости, который в РВИО упорно называют «интерактивным». Мол, из старого неинтересного макета московские «специалисты» создали современный и технически усовершенствованный музейный объект.
«Интерактивность» этого 30-летнего макета состоит в том, что теперь на нём появились три кнопочки – «Огни», «Звон» и «Дым». Если на них нажимать, то на макете в домиках зажигаются огни, раздается колокольный звон, а из печей идёт дым. Это, конечно, техническая революция и новое слово в музейном деле! Теперь в музей повалит народ, чтобы увидеть это чудо техники XXI века!
Вот только нечто подобное автор этих строк видел почти 50 лет назад. В моем детском садике в конце 60-х годов был даже более крутой «интерактивный» макет – «Избушка на курьих ножках», где не только загорался огонёк в печке и шел дым из неё, но и ухала сова, а сама избушка поворачивалась к зрителям задом.
Другой широко разрекламированный «специалистами» современный компьютерный музейный гаджет – очки виртуальной реальности – имеется в одном экземпляре и его пока не дают посетителям, так как боятся за его сохранность и работоспособность. Впрочем, сама идея придти в музей, чтобы в электронных очках пялиться на плохую компьютерную графику вместо того, чтобы рассматривать настоящие древние вещи, показывает уровень профессионализма «специалистов» из РВИО.
Да, чуть не забыл – еще одно суперсовременное столичное музейное ноу-хау – аудиогид! Посетителю Громовой башни этот индивидуальный звуковой экскурсовод обойдется в 200 рублей помимо 100 рублей за вход. Интересно, как часто смоляне и гости города будут пользоваться этим новшеством?
А вот шатер в Громовой башне так никто и не починил, хотя сделали его ночную подсветку. И в шатре по-прежнему зияют многочисленные дыры, символизирующие дыры в сознании «специалистов» из РВИО.
Итак, подводя промежуточный итог, давайте посмотрим, что же было реально сделано «специалистами» РВИО в башне Громовая.
Возле башни уложена новая тротуарная плитка и установлена каменная плита с названием башен крепостной стены, сделана подсветка дырявого башенного шатра (дыры в крыше, естественно, никто не заделал), изменили форму кассового киоска на первом этаже, поставили на втором этаже тумбу с компьютерным тестом по истории, добавили три «интерактивные» кнопки на старом макете города и крепости, поставили бумажно-фанерные планшеты с исторической информацией, закупили аудиогиды, купили очки виртуальной реальности и убрали практически все аутентичные экспонаты XVII и XIX веков. В общем, ежели РВИО и дальше продолжит подобную деятельность в Смоленске, то скоро в нашем городе не останется ни одного полноценного музея.
И вот тут возникает множество вопросов. Сколько денег и откуда было потрачено на это очковтирательство? Неужели нельзя было эти деньги передать смоленскому музею-заповеднику, чтобы он сделал более качественную реконструкцию? Зачем ради этой убогой халтуры потребовалось уничтожать полноценный исторический музей, который приносил прибыль?
Кому пришла в голову идея забрать у смоленского музея-заповедника популярный музей, чтобы передать его структуре, которая, как выясняется, ничего не понимает в музейном деле? И не потому ли первый директор «обновленного» музея М.Н. Кузьмин сбежал со своей хлебной должности, не дождавшись открытия «экспозиции», так как почувствовал неизбежность прокурорской проверки? И кто теперь будет за всё это отвечать?
Дмитрий ТИХОНОВ