Не секрет, в жизни каждого большого человека есть Женщина. Как правило, она побуждает его к творчеству, деловой активности, а часто сама берёт на себя многие его хлопоты и заботы. Насколько мы можем судить, ровно такой музой и коллегой в жизни Эраста Павловича Гарина стала Хеся Александровна ЛОКШИНА.
Светоч театра
Будущий сценарист и режиссёр родилась 17 декабря 1902 года в городе Рославле Смоленской губернии. Семнадцатилетней девушкой она покинула родной город и уехала в Москву, где с 1919 по 1922 годы училась на экономическом факультете МГУ. Сложно судить, что повлияло на её решение получить экономическое образование в годы гражданской войны, однако молодая женщина затем резко изменит свою жизнь.
В 1929 году она заканчивает режиссёрский факультет Высших государственных театральных мастерских Всеволода Мейерхольда.
Нам не так уж много известно об обстоятельствах личной жизни Хеси Александровны. Бесспорно одно: знакомство с Мейерхольдом и его кругом привело женщину к главной встрече в её жизни – с Эрастом Гариным. Уже в 1922 году, в неполные 20 лет, она выходит за него замуж.
Сам Гарин познакомился с великим режиссёром в 1921 году и уже со следующего года становится актёром его театра, очень быстро – ведущим актёром. Всеволод Мейерхольд оказал решающее влияние на Гарина, тот боготворил своего учителя и в самые чёрные, самые страшные дни расправы над Всеволодом Эмильевичем не боялся открыто называть его Мастером.
На берегах Невы
Итак, свой диплом за номером 72 свежеиспечённый режиссёр Хеся Локшина получает 1 июня 1929 года, и её приглашают работать ассистентом режиссёра на киностудию «Ленфильм». Хеся принимает предложение и переезжает в другой город. Эраст Гарин пока остаётся в Москве.
Локшина работает с выдающимися режиссёрами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом, принимает участие в создании их фильмов «Одна» (1931) и «Юность Максима» (1934).
Жизнь в разлуке, как известно, не идёт семье на пользу. Импульсивный Гарин увлекается другой женщиной из окружения Мейерхольда, Любовью Рудневой. Роман развивается настолько бурно, что в 1935 году Локшина разводится с мужем, а в 1938 году Руднева рожает Гарину дочку Олечку. (Своих детей у Хеси Александровны не будет никогда…)
Однако заканчивается «московский» период и у самого Гарина.
В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, он уходит от Всеволода Мейерхольда в Ленинградский театр комедии. Бывшие супруги начинают совместную работу, которая продлится почти всю их дальнейшую жизнь.
Призрак «Женитьбы»
Локшина и Гарин приходят в творческую мастерскую режиссёра Сергея Юткевича. Первая же их работа – кинокартина «Женитьба» – становится самой скандальной в творческой биографии Эраста Гарина. На дворе, отметим, стоит 1937 год.
По рассказам очевидцев, «Женитьба» представляла собой блестящее сочетание игрового фильма и спектакля и вызывала восторги и протесты благодаря новаторскому подходу. Можно только догадываться, до чего могли додуматься любимые ученики Всеволода Мейерхольда…
После краткого, но, в целом, успешного показа картина «Женитьба» была обвинена в формализме и полностью изъята из кинотеатров в связи с развернувшейся в то время борьбой с «мейерхольдовщиной». Негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, успеха не принесли.
После разгрома их кинокартины Гарин и Локшина обращаются к театральной режиссуре. Пожалуй, можно сказать, что им ещё повезло. 8 января 1938 года был закрыт Театр имени Всеволода Мейерхольда, а сам мастер подвергся гонениям и нападкам. 20 июня режиссёр с мировым именем был арестован в Ленинграде. Есть свидетельства, что свой последний вечер на свободе Мейерхольд провёл как раз с Гариным и Локшиной, обсуждая их кинодебют «Женитьба»…
В ночь с 14 на 15 июля 1939 года в Москве была зверски убита жена Мейерхольда Зинаида Райх. Неизвестные нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. В тюрьме 65-летний Мейерхольд был подвергнут пыткам и подписал нужные следствию показания. 2 февраля 1940 года Всеволод Эмильевич был расстрелян…
«Доктор Калюжный»
Итак, на сцене Ленинградского театра комедии в 1938 году Хеся Локшина совместно с Сергеем Юткевичем ставит спектакль «Весенний смотр» по пьесе Василия Шкваркина. Затем с бывшим мужем, Эрастом Гариным, в том же театре она ставит пьесу «Сын народа» Юрия Германа, где Гарин исполняет главную роль (премьера 29 декабря 1938 года). Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику, что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф. (Заметим, что, согласно «Википедии», Гарин развёлся с Любовью Рудневой только в 1941 году. Перечисленные события, в том числе – трагические, развивались на фоне беременности законной жены Гарина, рождения ребёнка и всех связанных с этим хлопот. В 1938-м Локшиной уже 36 лет, её сопернице – 24 года.)
Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет киностудии «Ленфильм» наотрез отказал Гарину в исполнении им главной роли, поскольку его облик не укладывался в рамки советского положительного героя. Зато в фильме можно увидеть любимицу обэриутов Янину Жеймо (впоследствии – «Золушка»), Аркадия Райкина и Екатерину Мелентьеву (будущая мама Михаила Боярского).На гонорар, полученный за фильм «Доктор Калюжный», Гарин и Локшина купили квартиру в Москве и в 1940 году переехали в столицу. В Москве они продолжил работу в кинематографе — поступили на студию «Союздетфильм» (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал Сергей Юткевич с остатками своей мастерской.
Обыкновенное чудо
Во время войны, в эвакуации, Гарин и Локшина сняли фильм «Принц и нищий» (1942), сразу после войны – ещё одну экранизацию, картину «Синегория» (Лев Кассиль, повесть «Дорогие мои мальчишки»). В разные годы Хеся Александровна работала на радио в Москве и Ленинграде. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (приказ от 6 июня 1945 г.)
В 1964 году Гарин и Локшина сняли, возможно, свой самый известный фильм – «Обыкновенное чудо» по одноимённой пьесе Евгения Шварца. 14 лет спустя к этой же драматургии обратится другой театральный режиссёр, пришедший в кино – Марк Захаров. Удивительно, но практически на одном и том же материале сделаны два совершенно разные картины – по киноязыку, по эстетике, по мироощущению. Первая версия «Чуда» имеет своих преданных поклонников, свидетельством чего является частая трансляция фильма на телеканале «Культура».
Много лет Локшина активно работала над дубляжом зарубежных фильмов, которые, благодаря её усилиям и таланту, полюбились советским зрителям.
Недобрый Гафт
Воспоминаний о Хесе Александровне Локшиной написано совсем немного. Чаще всего её просто упоминают, причём иногда – в оскорбительном ключе. В том, что она была красивой женщиной, может убедиться любой, взглянув на её фотографии. Однако вот какие странные записки о нашей героине публикует Валентин Гафт:
«Во время очередного съёмочного дня в картине «Русский сувенир», где я играл французского певца, Эраст Павлович Гарин сказал мне: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня роль Учёного в пьесе «Тень», у меня артист запил». Пьесу эту я не читал, но сразу ответил: «Конечно, сыграю». Он говорит: «Давайте встретимся с вами, поговорим. Приходите ко мне завтра домой». Сам Гарин приглашал меня домой, я, конечно, явился к нему. Помню, что мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из них, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мёртвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и безжизненная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошёл в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не обратил на это внимания. Это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа. Мы сели, он стал рассказывать о Мейерхольде, о «Тени», о роли, но мне всё время хотелось сказать: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в соседней комнате случилось несчастье». Он мне показывал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я говорил: «Это вы». – «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук шесть слепков, он понял, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Короче говоря, были назначены первые репетиции, и я ушёл. Впоследствии выяснилось, что Хеся всегда так выглядела и всё было нормально, она просто крепко спала. Она, кстати, пережила Эраста Павловича на много лет. Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не понравился».
Сдаётся, знаменитый артист сводит личные счёты и привирает. Всего одна деталь: Хеся Александровна отнюдь не «пережила Эраста Павловича на много лет» – всего на два года. Подобные мемуары дают представления об отношениях, царящих в артистическом мире. (К слову, «Русский сувенир» снимался в 1960 году, супругам по 58 лет.)
Правда, вот что писал в своём дневнике ещё в 1955 году выдающийся драматург Евгений Шварц: «Про Гарина нельзя рассказывать, не сказав ничего о Хесе, тощей, словно великомученица. С подозрительностью и мнительностью, порождённой первым её театром. С великодушием и добротой. Она дрожит над Эрастом, мучается».
Кстати, большим другом семьи Хеси Александровны и её самой была великая актриса Фаина Георгиевна Раневская.
Горькие расплюевские дни
Говоря о долгом совместном пути, которые прошли Гарин и Локшина, нельзя не сказать о несчастье, настигшем Эраста Павловича и во многом погубившем его карьеру. В 1966 году, во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни», произошла авария. Актёру удалили один глаз, вторым он практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съёмки и в спектакли.
Одной из последних заметных ролей Гарина стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Гарин очень тяжело переживал свою немощь, что не могло не сказаться на семье. Он отказывался разговаривать, уходил от всяких контактов с внешним миром – настолько чужеродным чувствовал себя в нереализованном состоянии…
Эраст Павлович умер 4 сентября 1980 года, Хеся Александровна – 1 июня 1982 года. Супруги похоронены на Ваганьковском кладбище.
Сергей МУХАНОВ
Фото: www.kino-teatr.ru
При подготовке публикации использованы авторские материалы историка кино Вячеслава Чернова (журнал «Край Смоленский»).
ТОП-ЛИСТ
Зарубежные фильмы, режиссёром дубляжа на которых выступала Хеся ЛОКШИНА:
«Опасный рейс» (1951), «Папа, мама, служанка и я» (1954), «Украли трамвай» (1956), «Машинист» (1956), «Не пойман – не вор» (1958), «Женатый холостяк» (1958), «Квартира» (1960), «Альба Регия» (1961), «Развод по-итальянски» (1961), «Гангстеры и филантропы» (1962), «Мольба» (1968), «Господин Никто» (1969), «Мужское лето» (1970), «Подозрение» (1973), «Ответ знает только ветер» (1974), «Убийство в Восточном экспрессе» (1974), «Любовь – это жизнь» (1976), «Принцип домино» (1977).