Михаил Яншин. Дважды земляк

Культура
Михаил Яншин – уникальное явление в нашем кино и театре. Он особенный – всегда и везде. В свою работу он привносил один из признаков настоящего искусства – его неисчерпаемость. И отсюда желание познавать его снова и снова. Познавать и радоваться этому познаванию. В этом году отмечается его 115-летие.

Самый восточный уезд

Михаил Михайлович Яншин родился на Смоленщине, в городе Юхнов, 2 ноября (по новому стилю) 1902 года. Юхновский уезд в то время являлся самым восточным в Смоленской губернии. Однако с 1944 года Юхновский район включён в состав Калужской области и находится там по сей день.

Семья Яншина вскоре перебралась в Москву, но Михаил Михайлович считал себя смолянином. Нам удалось найти уникальную публикацию – интервью Яншина смоленской молодёжной газете «Смена», данное накануне его 70-летнего юбилея. Текст украшен прекрасной фотографией, на котором легко читается автограф: «Привет молодым землякам! 27 окт. 1972»

Вот фрагмент интервью «Счастье актёра», подготовленного спецкором «Смены» И. Скачковым: «Я родился в небольшом городке Юхнове бывшей Смоленской губернии, а ныне Калужской области. Здесь я впервые познакомился и с театральным искусством. В Юхнове действовало добровольное пожарное общество, состоявшее в основном из местной интеллигенции. Члены этого общества, большею частью – молодёжь, были участниками художественной самодеятельности. При обществе был духовой оркестр, драматический кружок. Играли спектакли в самом большом здании города – пожарном сарае. Так вот, детский спектакль в пожарном сарае – самое первое и самое яркое воспоминание детства. И может быть, именно тогда мне самому захотелось стать артистом».

001

«Смена» подчёркивает: «Михаил Михайлович – земляк смолян не только по Юхнову бывшей Смоленской губернии, но и по городу Духовщине нынешней Смоленской области, где родился и некоторое время жил его отец. Михаилу Михайловичу тоже доводилось бывать в Духовщине и Смоленске. Он говорит:

– В эти предъюбилейные дни мои мысли обращаются к родным местам. Хочется пожелать землякам больших успехов и процветания. Хочется верить, что они также любят искусство, театр. И хочется заверить их, что любовь к народу и любовь к искусству я сохраню до конца своих дней».

Начало

Будущий актёр родился в семье Михаила Филипповича Яншина (1877 – 1933) и Александры Павловны Яншиной, урождённой Зуевой (1881 – 1963). Вот что рассказывал Михаил Михайлович о своей жизни, последовавшей после переезда Яншиных в Москву: «Моя семья: отец – бухгалтер, мать в переводе на теперешний язык – домашняя хозяйка, воспитывала детей. Родители были люди театральные, влюблённые в оперу и драматический театр, куда у них были постоянные абонементы. В школе нас учили пению, и ещё я играл в струнном оркестре. Был и драмкружок, как в каждой школе, и так как я был самый молодой в кружке, небольшого роста и круглолицый, мне доставались женские роли.

На рождественские каникулы меня, за хорошую учёбу, отправляли к дяде в Петербург, где я бывал на утренниках в Мариинском театре, слушал оперу в Народном доме. Вспоминая прошлое, думаю, убеждён, что своей заряженностью искусством я обязан моей семье, любящей живопись, литературу, музыку, её трепетному отношению к театру, торжественности при посещении его, постоянной взволнованности им. Не помню, чтобы это когда-нибудь носило характер «мероприятия» или какой-то обязательной программы воспитания».

Итак, с 1909 по 1916 годы Миша – ученик Ольховского городского реального училища в Москве, в 1916 – 1919 гг. учится в московском среднем Комиссаровском техническом училище. В 1919 году – студент Высшего технического училища в Москве (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Гражданская война

Есть некоторые строчки в биографии М.М., которые восхищали советскую аудиторию, но заставляют задуматься нынешнего читателя. Сквозь призму сыгранных им ролей – людей мягких, забавных – странно прочесть следующее: «Недоучившись и первого курса, юноша уходит из училища добровольцем в Красную армию. Он служит в войсках внутренней охраны Республики в Москве и Петрограде, участвует в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии». Говорят, был ранен.

Сейчас, когда стала известна правда об этом восстании – его причинах и способах подавления – сложно представить себе нежного юношу на подобном фронте. Не очень ясна и его мотивация: из обеспеченной семьи, воспитанный в высоких культурных традициях… Ладно бы – призвали, так ведь – добровольцем!..

Ларчик открывается довольно просто: оказывается, в Красную армию пошёл и отец юноши, Михаил Филиппович! Тот самый банковский служащий, который отнюдь не бедствовал при царском режиме. В архиве музея МХАТа сохранились уникальные воспоминания Э.А. Собоцинской о Яншиных на гражданской войне: «Познакомил меня со своим сыном Мишей (так называли мы тогда Михаила Михайловича) его папа. Он работал в Штабе войск внутренней охраны Республики. Там же работал Михаил Михайлович, работала и я. Отец Михаила Михайловича был кассиром нашего штаба. Это был пожилой красивый человек. Очень добрый, остроумный. Любил в шутливой форме, с непередаваемым юмором поучать Михаила Михайловича и меня житейским мудростям.

002

Уже в те годы Михаил Михайлович пользовался большой симпатией своих сослуживцев. Был он очень скромный, ненавязчивый, я бы сказала, робкий юноша с нежной душой. Он как-то выделялся своим тактичным отношением к людям. Был он тогда студентом, носил форменную тужурку с молоточками. Мечтал стать инженером – а стал знаменитым артистом. В те годы секретарём начальника нашего штаба был Константин Михайлович Барташевич. Он был старше нас – интересный, энергичный человек. Увлекался художественной самодеятельностью и решил создать драматический кружок. Нас, молодых, это начинание очень увлекло, и мы с воодушевлением и восторгом стали посещать этот кружок…»

А вот как вспоминал о своей юности сам Яншин: «С гражданской войны я вернулся в 1922 году. Но за плечами уже был опыт и трудовой школы. В техническом училище нас с третьего класса обучали практическому мастерству по слесарному, столярному, токарному и кузнечному ремёслам. Так что, видите, не совсем театральная предпосылка была у меня в жизни. Правда, в армии мне приходилось сталкиваться с клубной работой, но не совсем удачно. Всё выполнял какие-то «технические задания»…

Быть актёром!

В 1922 году Михаил Яншин отправился сдавать экзамены во Вторую студию МХТ. Сам он видел себя трагическим актером, поэтому и на экзаменах читал соответствующие стихи. Патетическое выступление юноши вызвало хохот приёмной комиссии, а возглавлявший её Василий Васильевич Лужский, вытерев выступившие от смеха слёзы, посоветовал: «Ох, голубчик, прочтите басню».

Казалось, это был провал, но каково же было удивление Михаила, когда на следующий день он увидел свою фамилию в списках зачисленных!..

003

В стенах студии Михаил Яншин провел два года. В 1924 году Михаил вместе с другими однокурсниками Н.П. Хмелёвым, Б.Н. Ливановым и Н.М. Горчаковым был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю оставшуюся жизнь. Да, он много и плодотворно работал с другими труппами, даже возглавлял несколько театров, но никогда не оставлял МХАТа. (Как ему только времени хватало?)

Меж двух огней

Поначалу молодой актёр находится в тени, что закономерно. Судьбоносной для Яншина становится роль Лариосика в постановке «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Спектакль увидит свет в октябре 1926 года и станет триумфальным для молодого Яншина. Тогда же, 21 ноября 1926 года, в жизни Михаила происходит ещё одно важнейшее событие – он женится.

Его избранницей становится ученица школы МХАТ Вероника Полонская.

Работая над Лариосиком, Яншин подружился с Булгаковым – настолько, что тот пришёл на его свадьбу. Вот как об этом вспоминает сам Михаил Михайлович: «Отчётливо вижу Михаила Афанасьевича в день моей свадьбы. Мы с Вероникой Полонской венчались в церкви. Народу было очень много. Мне тогда было 24 года. Естественно, я очень волновался. Стоя перед священником, я оглянулся по сторонам и увидел среди моря голов взволнованное лицо Булгакова… Он пытался подглядеть, кто из нас первый встанет на коврик. Была такая примета: кто первый встанет на ковёр – тот будет под каблуком держать другого, возьмёт верх в совместной жизни».

Яншин так и не сказал, кто оказался первым в тот день, но совершенно точно этот брак был не из лёгких. Дело в том, что в Веронику Витольдовну Полонскую был страстно влюблён Владимир Владимирович Маяковский. Настолько, что умолял женщину бросить мужа и выйти за него. И хотя Маяковский был очень успешным мужчиной, с мировым именем, Полонская предпочла остаться с молодым актёром (Яншин был младше Маяковского на девять лет).

005

Можно только догадываться, что переживал тем временем Михаил Михайлович. Супружеская верность привела к драме: Маяковский кончает жизнь самоубийством. Более того, Вероника Витольдовна – последний человек, кто видел поэта живым. Она была у него в гостях, между ними произошло бурное объяснение, женщина выбежала из квартиры и уже спускалась по лестнице, как раздался выстрел… Маяковский упоминает Полонскую в предсмертной записке и называет её среди самых близких своих людей, о которых просит позаботиться «товарища правительство».

Думается, Яншину было совсем не просто говорить о Владимире Владимировиче, однако он не смог обойти его в своих воспоминаниях, сделанных в конце жизни: «…Маяковский был необычайно нежным человеком, тоже легкоранимым. Своего рода защитной бронёй была и грубость Маяковского, и своеобразная «игра» Булгакова».

007

Яншин охотно сравнивает двух литераторов: «Они стояли как бы на противоположных полюсах литературной борьбы тех лет. Настроение в этой борьбе было самое воинствующее, самое непримиримое. И вот они время от времени встречаются. Оба жизнерадостны, оба страстные бильярдисты, причём опять-таки разных стилей. Маяковский обладал необыкновенно сильным ударом, любил класть шары так, что лузы трещали. Булгаков играл более тактично, более вкрадчиво, его удары были мягче, эластичнее и зачастую поражали своей неожиданной меткостью. Я, находясь в дружеских отношениях и с тем, и с другим, часто бывал их «секундантом». Впрочем, это была совсем нетрудная задача, оба отличались корректностью, безукоризненной вежливостью, не позволяли себе ни одной неосторожной колкости. Они уважали друг друга и, мне кажется, с удовольствием подчёркивали это. Лишь каждый из них в отдельности, разговаривая, мог, между прочим, съязвить. Булгаков: «Хм… Маяковщина, примитивная агитация, знаете ли…» Маяковский: «Тёти Мани, дяди Вани, охи-вздохи Турбиных…»

006

Спектакль «Дни Турбиных» был снят с репертуара по идейным соображениям, потом восстановлен. С 1926 по 1941 годы он был сыгран, страшно сказать, 987 раз. Это один из любимейших спектаклей Сталина. Есть сведения, что вождь посмотрел его 17 раз.

Однако дружбе Булгакова с Яншиным пришёл конец, и эта история поучительна для всех, кто даёт интервью без разбора. Слово Михаилу Яншину:

«Дружба моя с Булгаковым прервалась по причине, для меня крайне драматичной. В пьесе «Мольер» («Кабала святош») я репетировал замечательную роль Бутона – слуги Мольера. Не буду говорить о всех трудностях, неполадках, которые сопровождали эту длительную работу над спектаклем, о мучительных порой репетициях самого Станиславского. Спектакль, как известно, прошёл всего несколько раз и был снят. В связи с этим снятием ко мне приехал корреспондент и взял интервью. Я сказал, что в неудаче спектакля можно обвинять режиссуру, исполнителей отдельных ролей (в частности, я считал, что Мольера должен был играть такой актёр, как Певцов), но только не автора. Точно не помню, что я тогда говорил, но знаю – Булгакова старался защитить.

Каков же был мой ужас, когда я прочёл в статье, что всю вину за искажение исторической правды в спектакле я взваливаю на Булгакова! Для меня, конечно, это была трагедия. Я понимал, что Михаил Афанасьевич, в последнее время дошедший до очень большой нервозности, стал подозрителен даже к хорошо знакомым, к друзьям. Я понимал, что был из тех людей в театре, которым он доверял. И вдруг такая статья!

До сих пор не могу вспоминать об этой истории равнодушно. Она камнем лежит у меня на сердце, как будто случилась вчера. Отношения мои с Михаилом Афанасьевичем оборвались. Мы встречались с ним ещё несколько раз, но я был для него, вероятно, таким же посторонним человеком, как многие другие».

Премьера «Кабалы» – 16 февраля 1936 года. Яншин дал скандальное интервью в начале весны. В том же году после полного разрыва со МХАТом Булгаков взялся сочинять «Записки покойника» («Театральный роман»). Книга чрезвычайно желчная. Яншин, если правы исследователи, выведен в ней как Патрикеев. Можете увидеть его глазами глубоко уязвлённого Булгакова…

И ещё. Первый брак Михаила Яншина не был счастливым и после ухода поэта. В 1933 году супруги развелись.

Цыганский лидер

Одна из самых поразительных страниц биографии М.М. Яншина – это его руководство цыганским театром «Ромэн». Понятно, что многим гражданам, в том числе и в артистической среде, нравится цыганское пение и танцы, однако в истории театра «Ромэн» Яншин – единственный русский художественный руководитель.

Яншину настолько нравились цыгане, что он даже женился на цыганке – в 1934 году. Его избранницей стала актриса театра «Ромэн» Надежда Сергеевна Киселёва (сценическое имя – Ляля Чёрная).

Ляля Чёрная – звезда труппы, любимица публики, огромное количество почитателей её таланта стремятся попасть на спектакль, увидеть её, насладиться её игрой. В 1935 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля блистательно играет главную роль. Теперь Лялю знают и любят во всех, даже самых отдалённых уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают её «королевой», ей приходят горы писем. Она становится звездой. На концерты Ляли невозможно достать билеты…

009

В «Последнем таборе» снимается и Михаил Яншин. А одним из сорежиссёров этого фильма является Моисей Гольдблат, художественный руководитель и главный режиссёр недавно созданного (1931) театра «Ромэн». Спектакли тогда ставились на цыганском языке. 13 сентября 1937 года художественным руководителем «Ромэн» назначается Михаил Яншин, и работа театра переводится на русский язык.

Мы не будем останавливаться на деятельности театра, где Яншин сделал несколько знаковых постановок, но расскажем о человеческих качествах Михаила Михайловича.

008

В конце 1942 года Ляля расходится с Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелёва, через год у супругов рождается сын Алексей. Михаил Яншин становится крёстным отцом мальчика. (Отметим, что с 1943 года Николай Павлович был художественным руководителем МХАТа, то есть начальником Яншина.) 1 ноября 1945 года Хмелёв умирает во время генеральной репетиции спектакля, в котором он исполнял роль Ивана Грозного. Ему было всего лишь 44 года…

Ляля Чёрная остаётся одна с маленьким ребёнком на руках. Яншин как может поддерживает бывшую жену: он возобновляет культовый, как теперь говорят, спектакль «Кровавая свадьба» с Лялей в роли невесты, также ставит два новых спектакля, в которых Ляля играет главные роли… Многие ли мужчины способны на такое ради своих бывших жён?!

Великая Отечественная

Михаил Михайлович уходит с должности худрука «Ромэн» в первой половине июня 1941 года. 15 июня выезжает с труппой МХАТ на гастроли в Минск. Там театр застаёт война. Ценой невероятных усилий, брошенная на произвол судьбы, труппа самостоятельно добирается до Москвы. И это при том, что Минск пал на шестой день войны, а все магистральные пути на столицу нещадно бомбились.

В 1941–1942 годах Михаил Яншин живёт на Кавказе. Здесь он организует художественную самодеятельность среди бойцов Красной армии и флота, готовит концертные программы. Летом 1942 Яншин выезжает в Свердловск, где находится основная часть труппы МХАТ, и вместе со всеми осенью того же года возвращается в Москву…

Деятельность актёра не остаётся незамеченной, в 1946 году Михаил Яншин награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Дедушка в заезде

С 1953 по 1963 год Яншин возглавляет Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, и с его приходом у коллектива открывается «второе дыхание». Яншин привлекает к работе молодых драматургов, под его руководством складывается яркий актёрский ансамбль, в который входили Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Майя Менглет, Елизавета Никищихина, Владимир Коренев и другие. Яншин был выдающимся наставником – именно он раскрыл их таланты.

В мае 1955 года Михаилу Михайловичу Яншину присвоено звание народного артиста СССР.

А в ноябре этого же года Яншин женится в третий и последний раз – на актрисе театра имени Станиславского Нонне Владимировне Мейер.

010

Июль 1956 года. Яншин находится с подшефным театром на гастролях в Харькове. Мы ещё не говорили об этой стороне его натуры, но Михаил Михайлович в последний раз участвует в беговых заездах на рысистых лошадях и занимает второе призовое место.

Вот как он сам рассказывает об этой своей страсти: «Ещё мальчишкой увлекался я конным спортом: у деда моего в Смоленской губернии были лошади, и я, приезжая к нему, чуть ли не жил на конюшне, ездил верхом, кормил, ухаживал. Очень люблю лошадей, всю жизнь, так же, как собак… Много лет работал с лошадьми на ипподроме (конечно, в свободное от репетиций и спектаклей время), много раз участвовал в соревнованиях. Три приза вторых и четыре первых – в Харькове, Москве, Ленинграде. Я участвовал в состязаниях с 1934 года и до 1956-го…»

Нежелающий сниматься в кино

У Михаила Михайловича – огромная фильмография, более 40 картин. Пусть далеко не все роли – главные, но подобным послужным списком может похвастать далеко не каждый актёр. Однако Яншин хвастать не спешил: «Признаться, я не очень любил сниматься в кино. Это отнимало много времени, отрывало от театра, который всегда оставался главным в моей жизни. Кроме того, как мне кажется, я не создал в кино действительно значительных образов. Может быть, больше других удались роли в чеховских миниатюрах или роль сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира…»

Своим любимым актёром Яншина называл Владимир Высоцкий.

Нельзя не сказать и о том, что Яншина обожал «Союзмультфильм». В биографии актёра озвучивание более 25 лент – вы всегда легко узнаете его характерно дребезжащий тенорок с одышкой. Если составлять некий умозрительный топ, то Яншин уверенно входит в первую пятёрку самых популярных актёров-«мультяшек», наряду с Георгием Вициным, Эрастом Гариным, Кларой Румяновой и Марией Виноградовой.

Прощальное соло

В огромном ряду работ Михаила Михайловича особняком стоит его предпоследняя роль – Франтишек Абель в «Соло для часов с боем» О. Заградника. (Кстати, именно по инициативе Яншина в МХАТ был приглашён главным режиссёром О.Н. Ефремов).

011

Пусть это не кинокартина, а фильм-спектакль, но это то «кино» по телевизору, которое не оставляет равнодушным никого вот уже много лет. За эту роль Яншин был удостоен Государственной премии СССР (1975 год).

012

Вот как сам актёр рассказывал о своём видении спектакля в частном письме: «Пьеса говорит о маленьких, казалось бы, людях, но таких больших в своём отношении друг к другу, в своей заботе друг о друге. О том, как говорит поэт Михаил Светлов: «Жить счастливо – это когда живёшь для того, чтобы окружающим было легче». И это в наше время страшной разобщённости между людьми. Пьеса говорит о молодых, об их эгоизме и практицизме, так, к сожалению, свойственных сегодня молодёжи, как впрочем, всегда было. Меня удивило, что молодой автор живёт в Братиславе, а чувствует, о чём грустит старый Яншин в Москве…»

013

Михаила Михайловича не стало 41 год назад – 17 июля 1976 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сквер имени…

Пожалуй, нашему земляку было бы грешно жаловаться на забвение. Фильмы с его участием часто демонстрируются по телеканалу «Культура», на мультфильмах растёт очередное поколение маленьких зрителей. В 1984 году вышла в свет прекрасная книга «М.М. Яншин. Воспоминания, статьи, письма», из которой мы почерпнули массу уникальных сведений, но всё же, всё же…

014

Вот что несколько лет назад писала «Комсомольская правда – Калуга»: «Если выйти на улицу и спросить у калужан, знают ли они такого актёра как Михаил Яншин, старшее поколение наверняка улыбнётся и вспомнит телеспектакли с его участием. Молодёжь задумается и скажет, что впервые о нём слышит. Но когда назовёшь фильмы, в которых он снимался, например «Большая перемена» (профессор Волосюк) или мультфильмы, которые озвучивал («Бегемот, который боялся прививок»), улыбки появятся и на их лицах. А вот о том, что он родом из Калужской области – Юхнова – не знает никто. Да и сами юхновчане отдали дань памяти великому актёру лишь в 2002 году. К 100-летию со дня рождения Михаила Яншина в его честь назвали сквер, а в 2012 году к 110-летию открыли бюст.

…Доподлинно не известно, как часто Яншин приезжал в Юхнов. Одни источники утверждают, что здесь у него была дача, где он каждое лето отдыхал с друзьями. Другие сообщают о том, что в город он приезжал вместе с актёрами театра «Ромэн», читал стихи своего любимого Лорки и пел испанские песни. Со слов старожилов, у Михаила Михайловича была здесь дача. Найти это место уже невозможно: улица выглядит совершенно не так, как полвека назад. Не удалось отыскать и отчий дом актёра, в котором он родился и прожил несколько лет, пока вместе с родителями не уехал в Москву. Сотрудники Юхновского музея как зеницу ока берегут единственную фотографию, на которой изображён Михаил Яншин – во время своего последнего визита в Юхнов. Она находится в столь плачевном состоянии, что до неё страшно дотронуться… Вот и всё, что осталось у юхновчан в память о знаменитом земляке – великом актёре Михаиле Яншине. Если бы идея увековечивания его памяти пришла в голову лет на 20-30 раньше, наверняка удалось бы собрать много интересных фотографий, историй о жизни этого человека…»

016

«Смоленская народная газета» настоятельно рекомендует всем поклонникам творчества М.М. Яншина хранить всё, связанное с ним; записи фильмов и спектаклей, фотографии, книги с воспоминаниями о мастере, газетные вырезки – с каждым годом они становятся всё большей редкостью.

Сергей МУХАНОВ

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Смоленскую областную универсальную библиотеку им. А.Т. Твардовского и ООО «Союз ДМ».

Фото: www.kino-teatr.ru

SmolNarod.ru