«Летчик вел бой во время падения»

Как из болота Смоленской области поднимали самолет легендарного полка «Нормандия – Неман»

21.08.2018 16:26
Автор новости: Людмила Рыжикова
В Смоленской области члены международной экспедиции подняли со дна болота двигатель истребителя легендарного полка «Нормандия – Неман». «Сердце» французского самолета весом в тонну лежало на глубине шести метров. Работа была начата более 20 лет назад, и только сейчас увенчалась успехом. Наш корреспондент побывал на месте работы специалистов.

Российские специалисты вместе с французскими коллегами развернули экспедицию недалеко от деревни Бывалка Ельнинского района Смоленской области. Именно там в августе 1943 году разбился истребитель полка «Нормандия-Неман», воевавшего в составе советской армии до апреля 1945 года.

Это уже не первая экспедиция, которая пыталась поднять истребитель из болота. Одна из них проводилась в 1987 году, следующая была организована силами МЧС по Смоленской области в августе-сентябре 1998 года. Добраться до элементов самолета было крайне сложно, тогда специалисты вырыли котлован и создали массу конструкций для ручной уборки ила с его дна. Спасатели работали вручную в крайне тяжелых условиях, но достигнуть результатов им так и не удалось.

ДВИГАТЕЛЬ 2Нынешняя международная экспедиция организована при непосредственном участии Министерства обороны РФ с привлечением специалистов разных уровней. Подготовительный этап данной экспедиции проходил с 3 по 8 августа, сами работы начались с 10 августа, уже 17 августа экспедиция достигла желаемого результата – отыскала и подняла «сердце» истребителя – его двигатель.

 "Самое сложное было переделывать работу за других, потому что мы тут не первые и даже не вторые. Кроме тросов и стальных труб, которые остались от предыдущей экспедиции, болото было завалено бревнами, досками, хворостом, ветками. Все это нам нужно было очистить и только потом приступить к нашей основной работе", – рассказывает заместитель генерального директора предприятия подводно-технических работ «Петр» Ярослав Латарцев (Воронеж).

Всю экспедицию специалисты, в частности, водолазы работали в крайне тяжелых условиях. На шестиметровой глубине им пришлось работать исключительно на ощупь из-за абсолютно нулевой видимости в водоеме. Кроме того, что вода полностью взмученная, она оказалась и очень холодной, так как на дне водоема бьют родники. Чтобы водолаз безопасно опустился на глубину и его не завалило грунтом, пришлось разрабатывать откосы. В таких условиях каждый водолаз работал по два часа и больше.

ВОДОЛАЗЫ

«Трудно было локализовать место, где находится сам двигатель, так как от предыдущей экспедиции по всему водоему были брошены троса и трубы, поэтому даже магнитомерами невозможно было нащупать такую большую массу металла. Мы по случайности наткнулись на него, он был расположен на четырех метрах под грунтом», – рассказывает водолаз предприятия подводно-технических работ «Петр» Иван Гунков.

Процесс размытия двигателя достаточно трудоемкий. Водолазы опустились на шестиметровую глубину и там зацепились за масляной фильтр двигателя, с помощью инжектора начали выбивать грунт с громоздкой детали самолета. Так, напором воды весь грунт поднимался на поверхность и проходил через сетчатую корзину, на которой оседали мелкие части самолета, которые водолаз пропускал вручную. Таким образом, экспедиция обнаружила более тысячи фрагментов истребителя, то есть практически 80% деталей от самолета.

детали самолетаПосле того, как двигатель был обнаружен, его подготовили к подъему на берег: размыли и освободили от ила и грунта, проверили состояние, очистили и с помощью понтонного устройства и лебедки подняли со дна на берег. По словам специалиста экспедиционного центра министерства обороны РФ Анатолия Калемберга, команда очень надеялась на то, что вместе с двигателем будут подняты останки французского пилота.

«Мы надеялись обнаружить их рядом с самолетом или между бронеспинкой пилота и двигателем, но тщательная проверка деталей самолета и иловых масс не принесла желаемого результата: костных останков найдено не было, – рассказал Анатолий Калемберг. – На найденной бронеспинке были четко видны следы горения, а значит самолет падал уже горящим, поэтому есть вероятность, что летчик выпрыгнул из истребителя с парашютом. В любом случае пока что судьбу пилота установить не удалось».

броеспинка

На месте экспедиции работала и группа разминирования, которая занималась обнаружением взрывоопасных предметов, а также их уничтожением. «На основном месте падения самолета была обнаружена всего лишь малая часть боекомплекта, а вот вокруг места крушения мы находили в основном уже гильзы, то есть стреляные боеприпасы, соответственно можно с уверенностью сказать, что в момент падения летчик вел бой и был подстрелен», – рассказал командир группы старший лейтенант Александр Мигурцев.

ДВИГАТЕЛЬ

По площади и характеру разброса осколков специалисты предположили, что самолет врезался в землю со скоростью в 500 километров в час.

КСТАТИ

При проведении данной экспедиции ее членам поступила информация о том, что в 70 километрах от места работы специалистов – село Беззаботы Глинковского района (20 километров от Ельни) было обнаружено месте падения еще одного самолета. Им оказался двухместный штурмовик ИЛ-2. К работе на месте его крушения было решено привлечь поисковые отряды, в ходе работы которых были найдены костные останки членов экипажа – стрелок и радист, которые не смогли покинуть самолет с парашютом.

второе крушение

Останки были найдены как в самой воронке, так и на расстоянии десяти метров. Также были найдены пряжки парашютной системы, вытяжное кольцо одного из парашютов, наушники и соединительный кабель одного из шлемофонов.

"Работаем мы здесь по поручению экспедиционного центра Минобороны. К поисковым работам подключились и военнослужащие западного военного округа. Буквально в первые дни поиска нам повезло и на одном из капотов мы нашли номер, который с большой вероятностью является номером самолета. Именно по нему удалось установить, что самолет был выпущен в конце июня 1943 года, он ушел в третью запасную авиабригаду и оттуда был направлен в боевые части и ушел на фронт. Если подтвердится, что данный номер является номером списания самолета, то по архивам можно будет установить в какую часть был распределен штурмовик, когда был совершен его последний вылет и другую информацию», – рассказывает Сергей Катков замкомандира поискового отряда «Надежда» (Коломна).




Комментарии

css.php