Ледяной рейс: кто виноват в гибели смоленских детей и женщин под Калугой?

С одной стороны, есть все признаки виновности водителя и собственника автобуса. С другой — катастрофическая дыра в законодательстве, отсутствие должного контроля перевозчиков и бюрократическая волокита. Цепь роковых событий привела к гибели детей и взрослых.

— Город замер в тишине. Люди идут к ДК. Коллектив «Колибри» известный, дети много где танцевали, занимали призовые места, о руководителе Елене Мироновой очень хорошо отзываются. Город небольшой, поэтому почти у всех были знакомые в том автобусе. Ярцевчане предлагают всем помощь — бесплатно доехать в Калугу и так далее, — делится обстановкой в Ярцеве главный редактор издания «Сигма Плюс» Дмитрий Сатанов.

В злополучное утро 3 февраля хореографический коллектив «Колибри» выехал биться за призовые места на конкурс в Калугу. В автобусе находились 28 детей и 16 взрослых (руководитель коллектива и родители). Они были уже на подъезде к своей цели — в Бабынинском районе Калужской области. Около 9 утра пошёл ледяной дождь… Кто-то дремал, кто-то перелистывал ленту в ВК. Неожиданно автобус понесло и они начали падать. Салон взорвался неистовым криком, объединившим от мала до велика пассажиров. А автобус со скрежетом опрокинулся. Из воспоминаний очевидцев, водитель быстро пришёл в себя и начал одного за другим вытаскивать детей из искорёженной машины. Автомобилисты останавливались и бросались на помощь, увозя детей и их мам в ближайшие больницы, чтобы им как можно быстрее оказали помощь. Вскоре подоспели и спецслужбы.

Погибли две 8-летние девочки, одна 7-летняя и женщины в возрасте 30, 31, 36 и 54 лет. Ещё 33 человека находятся в разных больницах Калужской области. На водителя и собственника автобуса заведены уголовные дела и следователи выясняют все обстоятельства произошедшего. Мы также решили разобраться в случившемся и понять причины этой трагедии.

Чиновникам не нужны детские конкурсы

Сразу же после трагедии руководитель ярцевского дома культуры рапортовала на федеральных каналах, что не в курсе, куда повезли детей и что с ней это было не заверено. Многие набросились на женщину, обвиняя её. Но её слова не лживы. Мы пообщались с представителем одного из смоленских домов культуры.

— В домах культуры маленький бюджет и они физически не могут отправить творческие коллективы на конкурсы. Проживание, питание, дорога, сопровождение медиком — это очень дорого. Отправка детей от дома культуры на какие-либо фестивали или конкурсы бывает крайне редко и только по области. В основном дети ездят за счёт родителей. И тогда дом культуры не несёт никакой ответственности, — рассказала Ольга.

То есть в муниципальном бюджете не предусмотрены деньги в необходимом количестве на поездки на конкурсы в другие регионы. Руководитель коллектива узнаёт о каком-либо конкурсе и ставит в известность родителей. Дальше принимается совместное решение о поездке. И если большинство решились ехать, то родители сами находят автобус, оплачивают поездку, питание и проживание. Как и было в данном случае. Но такие выезды, к сожалению, не всегда приводят к медалям. Иногда они оборачиваются трагедиями.

Полная бесконтрольность перевозчиков

Для начала поясним, что организованной перевозкой детей называется перевозка более 8 несовершеннолетних и не важно сколько с ними взрослых. Данная поездка автоматически подпадает под требования Российского законодательства, а именно — Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». При этом требования к перевозке детей автобусами предъявляются не только к транспортному средству и водителю, но и к сопровождению.

Отметим, автобусы с детьми сопровождаются представителями ГИБДД, только если они передвигаются в колонне из трех и более автобусов. Если же он один, то за два дня до поездки руководителем организации-перевозчика подаётся уведомление об организованной перевозке детей автобусом в ГИБДД. В этом уведомлении необходимо указать дату поездки, сведения о компании-перевозчике, число детей с указанием их возраста, маршрут передвижения, ФИО сопровождающих, марку транспортного средства и его госномер. И всё! Перевозчики даже не должны проходить техосмотр в ГИБДД перед перевозкой детей. И не обязаны показывать этот техосмотр до поездки никому.

Но в нашем конкретном случае ярцевский перевозчик не посылал уведомление о перевозке детей. Кроме того, он отправил в рейс автобус, который старше 10 лет. А это не допускается законом. В УМВД по Калужской области уже сообщили, что подлинность имеющегося талона техосмотра у полиции также вызвала сомнения и документ отправлен на экспертизу.

Ледяной дождь

В тот момент, когда случилось ДТП, шёл ледяной дождь. Очевидцы рассказывали о том, что дорога была очень скользкой и службы бросились посыпать реагентами только после случившейся аварии.

Многие автомобилисты в унисон заявили, что при данных погодных и дорожных условиях необходимо было снизить скорость до минимума, вплоть до полной остановки. Но, по словам, очевидцев, водитель ехал со скоростью около 70 километров в час. Хотя остальные сбросили почти до 40 км/ч.

К слову, этот водитель просто не имел права перевозить детей. Согласно требованиям к перевозке детей, к поездке допускается водитель со стажем управления автобусом не менее 1 года из 3 последних лет, а также при отсутствии административных правонарушений за последний год. А в УМВД по Калужской области сообщили, что в 2018 году этот водитель дважды привлекался к административной ответственности. Но тем не менее, перевозчик допустил его до перевозки детей.

Фото: УМВД по Калужской области
Фото: УМВД по Калужской области

Дыра в законодательстве

Выясняется, что фактически перевозчиков никто не контролирует. В ГИБДД нам рассказали, что перевозчик при уведомлении просто предоставляет различные бумажки, практически не имеющие смысла для безопасности детей. В перечне требований, который указан в законодательстве при перевозке детей, отсутствует, например, предоставление автобуса на техосмотр перед поездкой, равно как и сведения о водителе также туда не включены. О том, что требуется предоставить в ГИБДД при подаче уведомления о перевозке детей, можно ознакомиться, изучив Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

То есть фактически водителей и перевозчиков можно наказать уже только по факту случившегося, либо если по дороге их проверят сотрудники ГИБДД. Но кто знает, успеет ли этот автобус доехать до того поста или опрокинется по дороге.

В ГИБДД нам рассказали, что в идеале, проверкой водителей и автобусов для перевозки детей нужно заниматься на линии перед поездкой. И чтобы этим контролем занимались сотрудники Госавтоинспекции, а не сам перевозчик. Но это в идеале. А пока мы имеем то, к чему и шли, убирая излишние контрольные органы и проверки от предпринимателей.

Руководитель некоммерческого партнёрства «Смолавтотранс» Сергей Лаврик поделился с редакцией Smolnarod своим видением ситуации.

— Виноватым, скорее всего, признают водителя. Он либо превысил скорость, либо не учёл дорожные условия, вплоть до полной остановки автобуса. Есть показания свидетелей, что шёл ледяной дождь. Большую роль сыграют показания тахографа. Перевозчик сам из Ярцево, занимается исключительно заказными перевозками. Решение проблемы — не в количестве переписанных бумаг и прочей бюрократии, а в деятельности контролирующих структур, которым следует активнее выявлять нелегалов. Кроме того, требования, предписанные в Постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 отваживают серьезные транспортные компании от перевозки детей, они просто не хотят браться за такую работу. И тогда за дело берутся индивидуальные предприниматели, которые промышляют заказными перевозками и у которых нет ни должного медосмотра, ни серьезной технической базы по причине недостаточного контроля. На сегодняшний день деятельность по заказным перевозкам носит уведомительный характер, лицензий на это не требуется (кстати, закон о лицензировании уже принят и весной вступит в силу). В рейс может пойти неисправный автобус, а вести его — водитель, который накануне только вернулся из рейса и не успел как следует отдохнуть. Учитывая, что коллектив, попавший в ДТП, является не «частной лавочкой», а прикреплен к муниципальному центру творчества, вопрос организации его поездки должны были решать местные власти, обязанность которых — убедиться в надежности перевозчика. В том числе — уведомить ГИБДД, которое было должно связаться с водителем автобуса и предупредить его о сложной дорожной обстановке. Этого сделано не было, организация поездки была пущена на самотек, что и привело к трагическим последствиям.

Сейчас после случившегося, как водится в России, начался круговорот показательной бурной деятельности по проблеме. В Ярцевском районе введён режим ЧС, на федеральном уровне вновь подняли проблему безопасности перевозки детей, чиновники и страховщики обещают выплатить аж три миллиона каждой семье погибшего в этом ДТП. Но только ярцевчанам от этого сейчас не легче. Весь объятый скорбью город молчит. Он словно прогнулся от этого жестокого удара. Ведь под этим хлыстом оказалось самое дороге — дети. И кто может гарантировать, что сейчас эта судьбоносная плеть не замахнулась над другим городком.

SmolNarod.ru