Интервью с вампиром

К премьере в Смоленске спектакля «Семья вурдалака».

30.09.2017 09:03
Автор новости: Шеф-редактор
В этом сентябре исполнилось ровно 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, выдающегося русского литератора, автора исторического бестселлера «Князь Серебряный», одного из «отцов» бессмертного Козьмы Пруткова, замечательного поэта.

Смоленский областной театр кукол имени Д.Н. Светильникова замахнулся на ярчайшее, прямо-таки культовое сочинение графа Толстого – «Семья вурдалака» (1839), которое является первым отечественным «ужастиком». Учебники литературы называют «Семью» готической новеллой и уточняют, что она была написана – внимание! – на французском языке и переведена на русский гораздо позже. В первой половине XIX века истории про вампиров ещё не были так распространены, и наш Толстой стал одним из первопроходцев жанра.

Спектакль «Семья вурдалака» в постановке главного режиссёра театра Павла Акинина приурочен к славному юбилею писателя. Отметим, что у нашего театра кукол имени Светильникова тоже круглая дата – только что открылся юбилейный 80-й сезон.

001Наш собеседник – исполнитель одной из главных ролей в «Семье вурдалака», ведущий мастер сцены Владимир АРБУЗОВ.

– Владимир, есть ли какое-то осовременивание классики в вашем спектакле?

– Не думаю. Режиссёр Павел Валентинович Акинин строго следовал сюжетной канве. Сам текст местами выглядит несколько архаично, но в нашей постановке, надеюсь, этого не чувствуется.

– Расскажи о своей роли.

– Это глава семьи, старик Горча, он и есть тот вурдалак, что вынесен в название. Он первым становится вампиром – заражается от нечисти, приносит болезнь в семью и губит её. Конечно, это очень смелая попытка: сделать постановку про вампиров силами театра кукол – не применяя компьютерную графику и другие навороты, как в кино. Мне очень интересен мой Горча, моя последняя на сегодня работа, но я понимаю, что я в ней сделал ещё очень мало! (улыбается) Спектакль шёл всего несколько раз, а ведь при нём большой «подвал», там много ещё есть над чем думать!

– Например?

– Например, что это за зло у них такое? Что это за зараза, которая убивает родных людей, живших до той поры одним домом в любви и согласии? Что может растлить, убить семью? Я могу назвать несколько причин. Это война. Наркотики, алкоголь. Сектантство. У нас спектакль о семье. Что может её разрушить – думай сам. Ни автор, ни режиссёр прямо этого не указали.

– Ты по образованию театральный режиссёр. Мог бы в таком качестве пофантазировать, что можно сделать из классической саги о вампирах?

– Ну, если только пофантазировать. Авторитет главного режиссёра незыблем – на этом, собственно, театр и держится. Поэтому только в плане версии. Подготовленный зритель, идя в театр, как правило, знает сюжет и финал пьесы. По-хорошему удивить его можно изменив финал или расставив акценты немного по-другому. Если это сделать с хорошим вкусом, с уважением к зрителям и к автору произведения, то это будет интересно и зрителям, и труппе. Например, в нашем классическом «чёрном» сюжете можно было бы рельефнее сделать тему любви (любовь всегда актуальна!). У Толстого повесть заканчивается трагедией, то есть гибелью главных героев, а можно было бы решить финал по-другому. Главная героиня, Зденка, влюблённая всей душой в рассказчика, маркиза д’Юрфе, уже заражена и тоже скоро станет вампиром. Этот вирус толкает её погубить своего возлюбленного, последнего оставшегося человека (все остальные стали упырями). Вот если бы она его спасла в финале, пожертвовав собой – это был бы спектакль о любви!.. Кстати, развязка у нас не совсем такая, как в книге.

002

– Расскажи, пожалуйста, читателям, где ты учился?

– У меня два высших образования. Во-первых, Ленинградский институт культуры. Во-вторых, Гуманитарный университет профсоюзов, тоже питерский вуз, специальность «экономика и управление в социально-культурной сфере».

– Ого, да у тебя серьёзные ленинградские корни!..

– Я и сейчас связан с этим прекрасным городом. Мой троюродный брат, Сергей Курышев, народный артист России, служит в театре Льва Додина – это академический Малый драматический – Театр Европы. Большой артист!.. Я очень рад, что у меня такой братик. Мы с ним очень близки по духу.

– Сколько лет ты служишь в нашем театре кукол?

– Я сюда пришёл в 2006 году. До кукол я несколько лет проработал в Смоленском камерном театре.

– Сколько ролей было за эти годы в театре кукол? Сколько спектаклей?

– Ролей много, я их не считаю. Причём в спектакле я могу играть двоих-троих персонажей. Так что у меня несколько десятков ролей, а спектаклей – настолько много, что собьёшься со счёту. Ведь в день мы можем играть по два-три представления!

003

– Какие роли самые любимые?

– (с грустью) Мне очень нравилось работать с Галиной Алексеевной Карбовничей… Вот в её спектаклях, я уверенно могу сказать, у меня есть любимые роли! Это Емеля в «По щучьему велению», Арган в «Мнимом больном», это Олег Баян и председатель горисполкома в «Клопе». Знаешь, Галина Алексеевна не оставляла актёрам места для пустоты, непонятливости. «Где неудобно? Где? Давай думать, почему так, – говорила она. – Почему не веришь в то, что делаешь?» И она допытывалась, исправляла – такой она была режиссёр! Эти роли мне очень дороги, мне в них хорошо…

004

– Вопрос, который, думаю, зададут многие зрители. Как у вас хватает мускульной силы почти час работать с куклами на вытянутых руках? Ведь это очень большая физическая нагрузка, помимо актёрской…

– (с деланным пафосом) В нашей стране на пенсию раньше всех выходят шахтёры, артисты балета и актёры театра кукол! Поэтому у нас в труппе одни пенсионеры (улыбается). Так рано – потому что постоянно большая нагрузка на позвоночник, все кукольники – остеохондрозники, потому что всё время вот так держат руку (показывает). Поэтому во время спектакля может выйти один артист и взять руку другого – по его горячей просьбе: «Не могу больше!..» Помогают, потому что трудно.

 

005

Чтобы укрепить мышцы, студенты утюг держат – со второго курса института. У нас есть спектакль «По щучьему веленью» – я держу руку вот так 24 минуты, не ухожу со сцены. Ну это же пипец!.. Хорошо ещё кукла, Емеля, у меня лёгонькая. А бывает, художник выпендривается – «артист? да пофигу!» – пошьют куклу, а её держать невозможно, тяжеленная. Вот это уже мука!..

– Что бы ты сказал в заключение нашим читателям?

– Мы работаем не только для детей, о чём не все знают. Спектакль «Семья вурдалака» – для взрослого зрителя, так что приходите. А ещё у нас новинка: спектакли идут не только по утрам и днём, но и по четвергам вечером.

Беседовал Сергей МУХАНОВ

007


Теги записи:

Комментарии