Государственно-частное партнерство на Смоленщине закончилось?

Как в реальности выполняется поручение губернатора по созданию кабинетов общей врачебной практики

14.09.2016 08:45
Автор новости: редактор
Фото: Григорий КАЛАЧЬЯН
В Смоленской области клиника общей врачебной практики, которая работает в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), вынуждена обслуживать пациентов за свой счет. По мнению ее директора, в распределении средств фонда ОМС может присутствовать коррупционная составляющая.

В самом начале этого года все смоленские СМИ, связанные с областной администрацией, взахлеб рассказывали о том, как по гениальной инициативе губернатора Островского в нашем регионе стало развиваться медицинское государственно-частное партнерство.

Поэтому на Смоленщине стали появляться кабинеты общей врачебной практики, которые должны были не только оказывать бесплатную медицинскую помощь гражданам, но и уменьшить нагрузку на поликлиники.

“По поручению губернатора Алексея Островского в Смоленской области принимаются меры по улучшению доступности первичной медицинской помощи”, “В чётком соответствии с поручением губернатора Алексея Островского и в рамках государственно-частного партнерства в Смоленске открыто девять офисов врача общей практики”, “Администрация области продолжает развивать государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения”, “Бесплатная медицина в Смоленске выходит на новый уровень”, – говорилось в многочисленных сообщениях прессы.

Материал по теме:
Одна из самых болевых точек на Смоленщине – это здравоохранение. И если в городе Смоленске… →
“В сфере такого взаимодействия с частным бизнесом достаточно много уже сделано и будет делаться еще больше. По системе ГЧП открываются новые кабинеты врачей общей практики. Данную работу необходимо продолжить и в 2016 году. Я поручаю Вам, Ольга Владимировна (вице-губернатор Окунева), более активно заниматься этой удачной формой сотрудничества частного бизнеса и медицинского сообщества в муниципалитетах”, – отмечал тогда губернатор Алексей Островский.

Понятно, что государственно-частное партнерство в области медицины – дело хорошее и нужное. Поэтому создание кабинетов общей врачебной практики приветствовали и больные, и врачи, и предприниматели. Ведь такой кабинет, который, по сути, является мини-поликлиникой, выполняет очень широкий круг услуг: оказание неотложной медицинской помощи, диспансеризацию, медицинскую помощь на дому, выдачу листов нетрудоспособности, подготовку направления на медико-социальную экспертизу, выписку льготных рецептов, вакцинацию.

Но, увы, судя по всему, на Смоленщине из-за чиновников это важное взаимодействие государства, медицины и бизнеса начинает превращаться во что-то совсем другое. Спустя всего несколько месяцев работы у кабинетов общей врачебной практики возникли нешуточные проблемы с оплатой их труда.

002Вот что нам рассказал Александр ДЕРЕВИЦКИЙ, директор медицинского центра “Андромед”, гендиректор и главврач Смоленских клиник:

– Ровно год назад нам поступило предложение от областной администрации, в лице департамента по здравоохранению, в рамках государственно-частного партнерства открыть в одном из районов Смоленска медицинскую клинику, которая будет работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), и где населению будет оказываться бесплатная, доступная медицинская помощь. Курировал этот вопрос лично губернатор Смоленской области Островский, с которым мы и подписали партнерское соглашение.

По этому соглашению мы организовали клинику в новом микрорайоне города – в деревне Новосельцы. Между страховыми компаниями и медицинскими организациями были заключены типовые договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договоров медицинские организации обязуются оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая компания – оплатить медицинскую помощь, оказанную в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС.

Однако через три месяца работы у нас начались проблемы, как и у большинства муниципальных учреждений, работающих в системе ОМС. Под предлогом того, что мы израсходовали выделенные объемы, страховщики перестали оплачивать нашу работу за оказанные смолянам медицинские услуги.

Тут надо отметить, что ситуация с выделяемыми объемами очень хитрая. Похоже, что здесь имеется коррупционная составляющая. Действует этот механизм примерно так: при территориальном фонде ОМС создана рабочая группа, которая подготавливает документы для комиссии по разработке территориальной программы ОМС. В задачу этой группы входит планирование объемов медицинской помощи. При этом рабочая группа ни за что не отвечает.

003

В идеале, конечно, при выделении объемов должна учитываться мощность лечебного учреждения, его средняя посещаемость и загруженность пациентами. Но в реальности эти объемы, похоже, берутся просто из головы.

В результате в некоторых лечебных учреждениях выделяемые объемы превышают мощность в несколько раз, и они каким-то непонятным образом осваиваются. А некоторым лечебным учреждениям с хорошей мощностью выделяются минимальные объемы. Так произошло и с нами, поэтому к маю мы израсходовала все выделенные нам объемы, а страховые компании отказались оплачивать медпомощь сверх установленного объема.

И как нам поступать? Отказывать людям в медицинской помощи? На что смоленские чиновники отвечают: “Вы сверх выделенного объема не можете принимать”. Видимо, чиновники подразумевают, что надо брать деньги с пациентов, или с кого-то брать, а с кого-то не брать? Но ведь это уже нарушение закона, так как мы обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программой не предусмотрены ограничения в отношении общих объёмов финансирования медицинских учреждений по программам обязательного медицинского страхования. В случае превышения средств на оплату медицинской помощи страховые медицинские организации могут обращаться в территориальный фонд за предоставлением целевых средств сверх установленного объёма из нормированного страхового запаса территориального фонда. Об этом говорит пункт 7 статьи 38 Закона № 326-ФЗ.

Но в реальности происходит не так: после всех работ нам говорят – превышен объем оказания медицинской помощи и на основании этого мы снимаем с вас деньги.

004

Спрашивается, как работать в таких условиях?

Полностью извращается смысл страховой медицины и государственно-частного партнерства. Ведь должно быть так: куда идет пациент, туда идут и деньги. А у нас в Смоленской области получается все наоборот: куда распределили средства, туда и должен идти пациент.

При этом финансовую ответственность за недостатки планирования, программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения переложили на медицинские учреждения. И, на мой взгляд, это либо недопонимание, либо коррупционная составляющая. Вообще, думаю, что к этой ситуации должны внимательнее присмотреться наши правоохранительные органы.

Мы стали спорить с этой явной несправедливостью, потому что не зависим от департамента здравоохранения. А все остальные главные врачи работают по контрактной системе, и они опасаются за свои должности. Абсурд ситуации в том, что мы – частная медицинская организация – становимся на сторону застрахованного и отстаиваем его интересы, хотя этим должны заниматься страховщики.

С нами согласна и рабочая группа Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ). По мнению экспертов ОНФ, контроль качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, со стороны страховых медицинских организаций носит формальный характер и осуществляется посредством установления соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг, записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации. При этом своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата не оцениваются, обратная связь с пациентом отсутствует.

005

С доступностью медицинской помощи тоже складывается парадоксальная ситуация. Мне долго было непонятно: если имеется медицинский персонал, есть оборудование, закупленное государством, то почему очереди на разные обследования составляют 1,5-2 месяца?

Но один из чиновников департамента по здравоохранению мне прояснил ситуацию, и настоятельно рекомендовал не принимать быстро пациентов, то есть искусственно создавать очередь, чтобы обслуживать меньше больных по ОМС, а больше по платным услугам.

Абсурд заключается и в том, что мы не можем отказать людям в получении медицинской помощи, поэтому мы начали принимать больных за свой счет. При этом мы обязаны платить зарплату врачам и медицинскому персоналу, должны закупать расходные материалы, которые идут на различные обследования пациентов.

Мы направили запросы в департамент по здравоохранению, в Фонд ОМС и страховые медицинские организации, но на наши обращения чиновники отреагировали своеобразно: мы получили тотальные незаконные проверки всех наших организаций. Это всё мы будем оспаривать в суде.

Наша справка.

Александр Деревицкий – после окончания Смоленской медакадемии рабо­тал врачом на станции скорой помощи в Смоленске, после окончания интернатуры – врачом ЦРБ в Ярцеве, с 2002 года – врачом-урологом ЦРБ в Рославле. Руководит ООО “Андромед”, имеет почетные дипломы и награды за успехи в профессиональной деятельности и вклад в социально-экономическое развитие Рославльского района.

Подготовил Дмитрий ТИХОНОВ


Теги записи:

Loading...

Комментарии