Предновогодний ажиотаж привел к тому, что из смоленских автосалонов вымели все новые авто. В результате, желающие приобрести новую машину становились в очередь и брали авто под заказ, при этом соглашаясь с нефиксированной ценой на будущую покупку. Как обстоят дела в автосалонах в конце января? Есть ли выбор моделей, и как изменились цены? Почему дилер Тойоты в Смоленске отказался продавать машины гражданам Беларуси? Корреспонденты «Народной» нашли ответы на эти и другие вопросы.
«Не всё сразу»: стать фактическим обладателем новенького авто можно только весной
Руководитель отдела продаж автоцентра Volkswagen в Смоленске Антон Навалихин пояснил нам, что цены на новые автомобили выросли в среднем на 10,5%, но в салоне можно подобрать автомобили 2014 года с неполным увеличением цен, то есть те, цена на которые увеличилась, но незначительно. Также можно заказать авто 2015 года, их стоимость соответственно уже другая: легковые машины выросли в цене на 10,5%, коммерческие – на 15%.
Если клиент Volkswagen захочет взять авто под заказ, то в зависимости от модели машины ее ожидание в среднем составит от 3 до 4 месяцев, при этом в договоре предусмотрена возможность повышение цены, то есть если закупочная стоимость автомобиля на заводе изготовителе поменяется, то и цену клиент заплатит другую. «Что касается белорусских граждан, то они приезжают к нам, но не в таком количестве, как в декабре прошлого года», — отметил Антон.
«Как пришло, так и ушло»: одни бренды вовсе уходят с автомобильного рынка, другие взвинчивают цены на 20%
Заместитель директора автоцентра Hyundai в Смоленске Виталий Волков рассказал нам, что люди в салон приходят, но по сравнению с концом прошлого года число потенциальных покупателей уменьшилось примерно в два раза. Сократилось количество посетителей не только салона, но и сайта компании, также стало меньше звонков в автосалон.
В конце января в салон начали приходить автомобили, которые были заказаны еще в 2014 году, так что сейчас продажи идут в основном по инерции прошлого года. Но сейчас за автомобили, заказанные в декабре, клиенты заплатят уже больше (тот самый «фокус» с нефиксированной ценой). Если клиент захочет приобрести авто сейчас, то сделать это можно опять же только под заказ и опять же на условиях нефиксированной стоимости, то есть в договоре будет указано, что цена может быть изменена вслед за поставщиком. Но цена на автомобиль может остаться и прежней, если авто доставлено и салон его уже выкупил у представительства.
Цены на автомобили 2015 года выпуска повысились на сумму от 15 до 120 тысяч рублей, в зависимости от модели. В сложившейся экономической ситуации предсказать тенденцию развития автобизнеса в целом очень сложно, — считает менеджер автосалона. Конечно, рост цен будет, примерно от 10% до 30%, некоторые бренды уже подняли цены на 20%, некоторые вообще уходят с рынка, такие, например, как Seat. По мнению экспертов, в 2015 году возможно укрепление позиций «АвтоВАЗа» и китайских брендов.
Руководство смоленского салона Hyundai выразило уверенность, что уровень продаж их бренда в 2015 году будет такой же, как и в прошлом году. При этом продажи Hyundai в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли на 25%. По словам Виталия Волкова, у бренда есть две основных модели: Hyundai Solaris и Hyundai ix35, на них и делаются основные ставки. «Белорусов, конечно меньше, чем в конце прошлого года, но они частенько заходят в салон, — рассказывает Виталий. — В четвертом квартале прошлого года у нас скупили абсолютно всё, в том числе и четыре Hyundai Genesis».
«Кто ждет долго, может подождать еще немного…»: некоторые автобренды снизят цены уже к весне
Директор автоцентра Uz-Daewoo в Смоленске Дмитрий Шабельский заверил нас, что сейчас на авторынке полнейшее затишье. Продажи остановились не только в Смоленске, но и в городах — миллионниках. Салоны еще поставляют авто, приобретенные клиентами в 2014 году. К концу января – в начале февраля в автоцентрах появятся автомобили 2015 года, но цены на них будут выше примерно на 30%.
Что касается бренда Daewoo, то, по словам головного руководства, компания уже к весне 2015 года будет нижать цены на 15%-20%. У компании также есть наиболее «ходовые» модели: 90% продаж салона – Daewoo Gentra, далее идут Daewoo Nexia и Daewoo Matiz.
В салоне Daewoo все машины были и есть в наличии: все модели, всех комплектаций и цветов. Руководство салона обеспечивает склад так, чтобы все модели были доступны клиентам. Даже в ажиотажном ноябре-декабре склад не пустовал.
В конце прошлого года 40% продаж Daewoo в Смоленске приходились на граждан Белоруссии. Сейчас, по словам директора автоцентра, они приезжают в салон, смотрят и уезжают, хотя, как и в конце 2014 года, даже при таких ценах аналогичные машины в Белоруссии стоят дороже примерно на 40%.
«Это просто бизнес, ничего личного»: в конце 2014 года смоленская Toyota не продавала белорусам свои авто
Менеджер отдела продаж автоцентра Toyota в Смоленске Илья Павлюченков объяснил нам, что сокращение покупательского спроса – это не результат дикого ажиотажа в конце 2014 года и ухудшения экономической ситуацией. Дело в том, что в январе продажи традиционно сокращаются, так было всегда. Как говорят работники автосалона – январь «мертвый» месяц.
Сейчас цены на автомобили, как и везде, возросли в районе 20%. На данный момент дилер, также, как и конкуренты, продает авто, заказанные в ноябре-декабре 2014 года. Самый продаваемый автомобиль в 2014 году – Toyota RAV4, сейчас все чаще и чаще клиентов интересует Land Cruiser 200.
На данный момент, чтобы приобрести автомобиль, его также необходимо заказать. Поступит он позже, но, по-видимому, с наценкой. «Сейчас фиксированную цену вам не даст ни один салон, — уверяет Илья, — Мы, как и все, привязаны к курсу валют. Если авто собирается в России, все комплектующие привозят из-за границы за валюту, курс которой сейчас непостоянен, отсюда и нестабильность цены».
Во время дикого ажиотажа на авто, в смоленском автоцентре Toyota был объявлен внутренний запрет на продажу авто гражданам Белоруссии. Перед покупкой клиент в обязательном порядке должен был предоставить паспорт. Тем самым смоленская компания поддерживала своих коллег – Toyota в Белоруссии. Покупательской атаке белорусов подверглись Смоленская и Брянская области, Петербург и Москва.
В Москве, например, белорусам авто продавали, но дороже на 15%, соответственно с той же целью. В салоне Mazda повышение цен сугубо индивидуально и зависит от модели авто, но в среднем повышение составило 10%. Сейчас в салоне в наличии один автомобиль. Остальное – под заказ.
«На ВАЗе всё спокойно»: спрос на отечественные авто прежний, цены поднялись незначительно
Заместитель начальника отдела продаж «Смоленск-ЛАДА» Виктория Алексеева рассказала о ситуации по продажам отечественных авто: «Завод поднял цены, соответственно стоимость автомобилей с января подросла в среднем на 9%. Стандартный седан «Лада-Гранта» стоил 296 тысяч рублей, теперь – 311 тысяч 600 рублей.
Машины 2014 года продавали по старым ценам, без «накруток». Сейчас машину можно приобрести сразу, так как практически всё есть в наличии. «Если какой-то модели нет, заказываем, цены не повышаем, если завод не увеличивает стоимость автомобиля.
Спрос у нас нормальный, это связано и с тем, что до марта 2015 года продлена утилизация (- 50 тысяч рублей при покупке нового авто). Можно сказать, что автомобили «АвтоВАЗа» – пожалуй, единственные доступные сейчас авто», — резюмировала Виктория Алексеева.
Людмила РЫЖИКОВА