Фабрика доброты

Корреспондент «Народной» окунулся в закулисье обновленного Театра кукол

15.04.2014 14:13
Автор новости: редактор

Смоленский областной театр кукол Дмитрия Светильникова – пожалуй, один из немногих юбилейных объектов, сданных вовремя и без претензий к подрядчику. Работники театра говорят, что это настоящий подарок, которого они ждали 76 лет. Открытие нового здания состоялось 19 сентября 2013 года. Теперь это уникальный объект культуры, подобных которому нет в ЦФО. Обновленный театр кукол – пример того, что если очень захотеть, можно без позора и обмана делать город краше и удобнее для смолян.

В 1937 году театральный деятель Смоленщины, актер, режиссер и театральный организатор Дмитрий Светильников с группой актеров-энтузиастов создал первый кукольный спектакль. Этот год считается годом рождения театра кукол. Но с рождения, театр не имел своего собственного здания. Он ютился в помещении драматического театра, шахматного клуба, областной филармонии, в “Днепровских воротах”. В конце 80-х годов театру было передано здание, где он сейчас и располагается. Это было административное здание, здесь находился райком партии, райком комсомола, в последние годы – проектный животноводческий институт.

Рассказывает заместитель директора Смоленского областного театра кукол Ирина Козлова: «Долгое время, практически с конца 80-х и до 2013 года – времени открытия обновленного реконструированного здания, в театре происходил только “закулисный” рабочий процесс, сами же спектакли показывали на различных площадках города и области: в Домах культуры, детских садах, школах, так как непосредственно зрительного зала здесь не было. Обновленное здание кажется очень большим, но на самом деле основу его занимают лестничные пролеты. Смысл реконструкции в этом и заключался. Раньше зал на третьем этаже театралы использовать не могли, так как там была всего одна лестница, по правилам безопасности в таких условиях они не имели права проводить какие-либо мероприятия. Теперь все оборудовано по требованиям безопасности, лестницы и грузовые лифты есть даже за сценой, у актеров.

Раньше у театра не было даже билетеров-контролеров и пресловутых вешалок, с которых, как известно, начинается любой театр. Теперь в здании появились бутафорский, столярный, пошивочный, световой цеха, художники-конструкторы, художники- модельеры, машинисты сцены. Особая гордость театра – специальные кресла-трансформеры. Они позволяют детям смотреть спектакли на одном уровне со взрослыми, так юные посетители могут чувствовать себя полноценными зрителями. Кроме того, зал третьего этажа имеет поворотный круг, что позволяет быстро сменять декорации и выстраивать интересные мизансцены. Зал первого этажа оборудован двумя театральными платформами».

Театр кукол, как и любой другой театр, – это мини-завод, мини-фабрика. Здесь создается всё: от материальной части спектакля до публичного исполнения. Все, что зритель видит на сцене: кукол и их одежду, декорации, сценические костюмы актеров – все создают сами работники театра. Несколько человек принимают участие в процессе создания куклы. На это уходит около двух недель. Уникальный специалист, незаменимый помощник режиссера – главный художник Смоленского областного театра кукол Светлана Долгина рассказывает в подробностях об этом действе и о своей необычной профессии: “Куклу нужно сначала вылепить из пластилина, отлить в гипсе, сделать формы, выклеить из папье-маше. После этого кукла сохнет около трех дней, далее снова проклеивается папье-маше – на это уходит один-два дня, потом все “зачищается”, далее проводится грунтовка или оклейка тканью, левкасом. Потом по чертежам начинается работа над механикой: у куклы появляются ручки, ножки”.

Кстати, Светлана Долгина – уникальный для Смоленска мастер. Она училась в Ленинградском институте театра музыки и кино, по специальности “художник-скульптор театра кукол”. По распределению ее направили в Смоленск, в 2015 году исполнится 30 лет, как она работает в театре. “Теперь вот построили новое шикарное здание, очень удобно стало работать, – говорит Светлана Долгина. – Я считаю, что теперь театр можно назвать лучшим в России. Сцены, оборудование, свет – все на высшем уровне”.

2112

После создания куклу передают в руки опытной швеи, которая обшивает сказочных персонажей, а также создает костюмы и самим актерам. Художник-модельер театра кукол Лидия Бурыкина, рассказала нам, что одну куклу “одевают” три-четыре дня. Все зависит от сложности наряда. Простую куклу одевают за один день, сложную – до трех дней и более.

Театр кукол – это место, куда можно прийти всей семьей. Актеры готовят постановки как для детей, так и для взрослых. Есть сцены, которые можно с удовольствием смотреть всей семьей. Тем более что актеры театра – не случайные люди. В их руках куклы оживают, заставляя детей верить в сказку. В труппе театра на сегодняшний день 11 актеров. Все они имеют специальное «актерское кукольное» образование. Трое из них – заслуженные актеры Российской Федерации.

Заместитель директора Смоленского областного театра кукол Ирина Козлова говорит о нехватке профессионалов: «В настоящее время нам крайне необходима талантливая молодежь. Для ее привлечения в апреле мы планируем открыть специальную студию при театре. В России актеров-кукольников готовят всего в трех вузах – Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Ярославском театральном институте и Нижегородском театральном училище имени Е.А. Евстигнеева. Это уникальная профессия, таких специалистов крайне мало».

Перспективный актер Смоленского областного театра кукол Виталий Игнатенко, пробующий себя как режиссер и параллельно обучающийся в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, рассказал о своей работе в обновленном театре: «Наконец-то мы обрели свое огромное красивое здание, с двумя сценами. Конечно, когда есть возможность работать в таких условиях: с современным оборудованием, с новыми техническими возможностями, то те идеи, которые витают в головах режиссеров, художников, актеров, их проще воплощать. Что касается специфики нашей профессии… Наш зритель – маленький, ребенок, поэтому основная особенность работы в кукольном театре заключается в том, что, используя возможности эксперимента, нельзя ошибаться. В своих спектаклях мы показываем юным зрителям, что такое добро и зло, черное и белое, а новые возможности театра позволяют говорить это более внятно». 

Людмила РЫЖИКОВА


Теги записи:

Loading...

Комментарии