Если не хычины, то что?

У смоленских предпринимателей есть такая примета: каждый новый мэр Смоленска должен «отметиться» борьбой с ларечным бизнесом. Активная зачистка города от торговых палаток началась при подготовке к 1150-летнию, а самой заметной его её вехой стал снос ларьков на площади Победы.

Владимир Соваренко, занявший кресло главы Смоленска в декабре 2016-го, не стал исключением — пусть и с большим опозданием. Через полтора года он, как и все его предшественники, видимо, решил «раз и навсегда» разобраться с ларечным бизнесом. Объектом атаки стал «шанхай» из палаток, образовавшийся еще в 90-х года на площади Желябова.

Мирно решить вопрос с тамошними предпринимателями не получилось: предприниматели просят отложить на три месяца требование освободить площадь от ларьков; а собственник, СМУП «Заднепровский продовольственный рынок», уже к 1 июля хотел освободить эту землю. Пока юристы разбираются в этой ситуации, попробуем посмотреть на эту самую площадь с позиций рядового горожанина.

Наверное, никто не станет спорить, что участок между площадью Желябова и восьмиэтажкой на Колхозной площади стараниями или при попустительстве местной власти превратился в настоящий гадюшник — с любой точки зрения: транспортной, криминальной, торговой и даже эстетической.

IMG_20180710_131203

Про транспорт

Площадь Желябова — первая площадь, которую видят гости, прибывающие в Смоленск, — представляет собой стихийную автостоянку из личных автомобилей и маршруток, посреди которой одиноко висит знак «Проезд запрещен». На этот знак, впрочем, никто не обращает никакого внимания, равно как и на остальные пункты Правил дорожного движения: пешеходы переходят площадь вдоль и поперек, лавируя между маршрутками и таксистами-«обочечниками»; по проезжей части вместе с маршрутками идут люди. И дело здесь совсем не в особом менталитете или какой-то недисциплинированности смолян: передвигаться по площади Желябова, не нарушая правил, пешеходам попросту невозможно. Бистро (интересно, ел ли там кто-то из читателей?), ларьки с сигаретами и торговые палатки с шаурмой установлены настолько близко к краю тротуара, что идти иначе как по дороге просто невозможно. Альтернативой является тоннель между двумя рядами ларьков, преодолеть который во время дождя мокро и грязно, а в темное время суток — страшно.

IMG_20180710_131440

Про торговлю

Торговые ряды на Желябова может назвать таковыми только тот, кто никогда не видел, как должна быть организована уличная торговля. Если для предпринимателей-ларечников это бизнес, то для смолян это настоящая машина времени. Стоит перейти через дорогу от ТЦ «Байкал» — и вот ты уже из 2018-го попадаешь в 90-е: с пунктами быстрого питания на площади 6 квадратных метров, б/у мобильниками в ларьках и прочим антуражем того времени.

Как выживают владельцы этих ларьков — загадка, знать ответ на которую могут, наверное, только другие постоянные обитатели Желябова: например, бомжи, так прочно обосновавшиеся в округе, что для них социальная служба устраивает бесплатную раздачу еды у «Красного партизана» — или торговцы контрафактным алкоголем и белорусскими сигаретами, оккупировавшие тротуар напротив. О том, почему по площади Желябова невозможно пройти, не услышав «водочка, сигареты» от коробейников, и куда именно в тех же самых ларьках скрываются они за своим товаром, надо спросить правоохранительные органы.

IMG_20180710_130532

Про урбанизм

У смоленских дизайнеров, проектирующих ржавые скверы и вычурные скамейки в центре города, наверное, очень избирательное зрение — иначе, лишь раз посетив площадь Желябова, они бы с легкостью увидели огромные возможности для самовыражения.

Любое общественное пространство в этом месте придется создавать буквально из хаоса, в который превратила площадь смоленская мэрия. По сути, единственное заведение, нужное в этом месте — общественный туалет. Всё остальное: транспортную составляющую, торговые ряды, благоустройство надо, по-хорошему, делать заново. Но для этого, наверное, сначала надо убрать существующий на желябовской площади «беспредел», как его назвали сами торгующие на этом месте коммерсанты. В любом случае, хуже уже не будет.

IMG_20180710_130708

Про будущее

А вот тут пока особо сказать нечего. В публичном пространстве пока очень мало подробностей предстоящей реконструкции площади. Что там будет и в какие сроки? Планируется ли изменение транспортной схемы и масштабная реконструкция? Появятся ли наконец нормальные автобусные остановки на этом основном транспортном узле Смоленска? Если не хычины, то что? Редакция нашла ответы на некоторые из этих вопросов, и в ближайшее время поделится ими с читателями.

Степан КАЛЮЖНЫЙ

[democracy id=»44″]

SmolNarod.ru