«Семь кругов капчи»: как оформить ОСАГО в Смоленске?

Большинство смоленских автомобилистов столкнулись с проблемой оформления полиса ОСАГО. Об этом, в частности, свидетельствуют и результаты опроса на нашем сайта. Эксперты из автотранспортных организаций характеризуют ситуацию как «картельный сговор страховщиков». Попробуем разобраться, что делать, если страховка подходит к концу? Действительно ли оформить новую не так просто?

Застрахуете жизнь – получите ОСАГО

Напомним, «странности» с ОСАГО начались еще в начале 2017 года. Почти четверть регионов по итогам первого квартала 2017 года резко ухудшили позиции в рейтинге мошенничества и убыточности по полисам ОСАГО, в их числе — Смоленская область. Такие данные озвучили специалисты Российского союза автостраховщиков.

[see_also page_id=»29784″] Еще в 2015 году смоленские страховщики начали навязывать автомобилистам дополнительные услуги при заключении договоров ОСАГО. На вопрос, можно ли обойтись без лишних процедур, страховые компании поясняли: количество бланков страхования допуслуг привязано к числу бланков ОСАГО, и руководство обязывает своих специалистов заключать новые дополнительные договоры.

Похоже, эти проблемы снова вернулись. Активисты ОНФ провели мониторинг четырех страховых компаний в Смоленске по вопросам качества обслуживания населения при приобретении электронных и бумажнгых полисов ОСАГО. Положительную оценку получила компания «ВСК», расположенная по адресу улица Николаева 13-а, где оформить или продлить полис ОСАГО можно в день обращения и в течение 20 минут.

В страховой компании «Согласие» по адресу дом №49/2 по улице Николаева были отмечены большие очереди. По словам граждан, ожидание приема длится около 3 часов, причем стоя. Смоляне высказали недовольство долгим ожиданием (в течение месяца) получения или продления полиса в этой страховой компании.

При проверке выдачи страховых полисов ОСАГО в компании «Росгосстрах» на улице Кирова, 13/15 активисты ОНФ заметили навязывание платных дополнительных услуг. При этом, полис можно продлить или приобрести через 30 дней после подачи заявления. На вопрос экспертов ОНФ, как ездить без полиса, страховщики пояснили, что электронный полис можно приобрести самостоятельно, но при дополнительном страховании своей жизни или жилья бумажный полис можно оформить в этот же день, дополнительная услуга обойдется в 1 тыс рублей.

Навязывание дополнительных услуг было отмечено также в компании «Ваш страховой партнер», по адресу дом №1 на улице Кирова. При этом, активисты Народного фронта не смогли оформить и электронные полисы ОСАГО, хотя пытались это сделать в течение недели.

Водители-новички и старые автомобили — мимо

Как сообщил smolnarod.ru представитель одной из смоленских страховых компаний, оформление полисов ОСАГО в последнее время стало неприбыльным. Страховщики не хотят иметь дело с водителями – новичками (ведь они в связи с небольшим опытом могут попадать в аварии чаще, что невыгодно страховой компании). Тоже самое касается и старых автомобилей и даже в некоторых случаях мотоциклов.

В соцсетях и на автофоруме смоляне активно обсуждают проблемы, с которыми они столкнулись при оформлении полиса ОСАГО:

осаго1

осаго4

осаго5

Для справки: Ка́пча (от CAPTCHA — англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей) — компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером.

Kill-Captcha

Но некоторые смоленские водители оформили полис без проблем. Платили он за дополнительные услуги или обращались в другие (возможно, менее известные компании) – неизвестно. Ясно одно – если автомобилист обращается за продлением страховки, скорее всего проблем с оформлением не возникнет. Если же он не является клиентом компании – извольте попотеть.

Мы обзвонили несколько фирм, занимающихся страхованием, в большинстве из них сообщили, что оформляют лишь электронные полиса ОСАГО: «Мы попробуем провести ваши данные через сайт, но программа может не пропустить». На вопрос «почему» — страховщики ответа не дали, мол, неизвестно, проблема может быть или в прописке, или в пробеге, или в стаже водителя, в общем – неизвестно.

Бумажный и электронный. В чем разница?

В общем-то, разница невелика. В любом случае, водитель, чтобы избежать проблем с полицией, должен иметь при себе бумажную «версию» ОСАГО. Правила дорожного движения устанавливают, что каждый водитель обязан иметь при себе и предоставлять на проверку по требованию инспектора страховой полис ОСАГО; Федеральный закон № 40-ФЗ (об обязательном страховании автогражданской ответственности) обязывает каждого водителя иметь при себе информацию об электронном полисе, распечатанную на бумажном носителе.

В крупных городах госавтоинспекторы пользуются специализированными планшетами, подключенными к базам данных, и возить с собой копию электронного полиса не обязательно.

kak-vygljadit-jelektronnyj-polis-osago._mini

Считается, что преимуществом электронного полиса является то, что автовладелец, оформивший его самостоятельно, избежит навязывания дополнительных услуг, а также обезопасит себя от мошенников с фальшивыми полисами. Но смоляне уже испытали на себе сложности электронного оформления, о которых мы сообщали выше.

Иногда мошенники продают полисы на фальшивых сайтах, разницу между подделкой и оригиналом может заметить лишь опытный пользователь. РСА старается блокировать фальшивые сайты, но отследить всех мошенников невозможно. Настоящая страховая компания сразу после оформления и приобретения полиса отправляет на электронную почту индивидуальную ссылку для проверки подлинности полученного документа на сайте РСА.

Что делать, если отказал страховщик

На проблемы с выдачей ОСАГО жалуются и смоленские транспортные предприятия. Автобусы ежедневно выходят в рейс по утвержденному расписанию, отсутствие у водителей полисов ОСАГО чревато серьезными штрафами, вплоть до расторжения договоров на обслуживание. Без полиса ОСАГО автобусы в рейс выпускать нельзя.

Руководитель ассоциации автоперевозчиков «Смолавтотранс» Сергей Лаврик предполагает, что так как деятельность страховых компаний регулируется государством, возможно у них не получается повысить тарифы и они пользуются юридической некомпетентностью своих клиентов, навязывая им дополнительные услуги, чтобы увеличить свою прибыль и компенсировать издержки. Вроде бы они ничего и не нарушают, но действуют по принципу: «Мы никого не обманываем, мы просто правду до конца не говорим».

Сергей Лаврик уточнил схему, по которой сейчас происходит (или не происходит) оформление ОСАГО: «Клиент приходит в офис компании и просит заключить договор ОСАГО, сотрудник компании ссылается на отсутствие бланков, сбои в системе, очередь, деликатно предлагает узнать информацию в другой компании, так как неизвестно, когда все исправят. Или намекают, что можно поговорить, если заключить дополнительные услуги (в случае с автобусами говорят, что открывают ОСАГО только тем, с кем заключен договор о страховании пассажиров). Так как отказать страховщики не имеют права, они предлагают написать письменное заявление, которое будет рассматриваться 30 дней, после этого в ответе указывают, что клиентом не было предоставлено транспортное средство для осмотра, поэтому полис выдан быть не может».

Как поступать владельцу транспортного средства:

Обязательно в заявлении указывать о готовости предоставить транспортное средство для осмотра по месту нахождения офиса компании. Страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается. Отказ не допускается.

В законе «О защите прав потребителей» говорится о том, что навязывание дополнительных товаров и услуг запрещено. Автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг влечет административную ответственность. Автовладельцы при возникших проблемах должны обращаться в ЦБ РФ, регулирующий рынок страхования.

Каков штраф за езду без страховки ОСАГО?

Если у автовладельца не оформлена страховка или у него нет с собой страхового полиса, ему положен штраф в размере 800 рублей. Но управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

С 25 сентября вступили в силу поправки к закону об ОСАГО. «Теперь система прямого возмещения убытков (ПВУ), когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую «свою» страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП», – сказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. С 1 января 2018 года на бланках ОСАГО появится QR-код. QR-код — это специальный рисунок, в котором зашифрована ссылка. Открыть ее возможно с мобильного устройства.

SmolNarod.ru