Адаптация к кризису

Цены на бытовую технику стабилизировались, и уже сейчас ясно: самые мрачные прогнозы конца декабря по поводу заоблачных цен и пустых полок в магазинах бытовой электроники не сбылись. Как продавцы манипулируют с ценами, чтобы сделать их «самыми низкими»? Уменьшилась ли активность граждан Беларуси в смоленских супермаркетах? Ожидают ли продавцы скачкообразного роста цен? На прошлой неделе мы рассказали о ситуации в смоленских автосалонах. Сегодня мы публикуем отчет о нашем походе по магазинам бытовой электроники. 

«Цены изменились, но на разную технику по-разному, в общем, примерно на 90% товаров в нашем магазине цена возросла на 20%, —  рассказывает продавец-консультант магазина электроники «DNS» Алексей. –  Значительно подорожала продукция Apple, можно сказать, что в два раза. Например, iPhone 6 стоил 32 тысячи рублей, а сейчас 48 тысяч рублей. Сильно повысилась стоимость «железа» — процессоров, видеокарт. Телевизоры возросли в цене незначительно». 

Директор магазина «ТехноСила» в Смоленске Виктория Бодрова пояснила нам, что сильный рост цен (от 10% до 30%) был отмечен в конце декабря 2014 года — начале января 2015 года, но сейчас цены постепенно приходят в норму, примерно на уровень ноября 2014 года. К весне ценовая политика урегулируется полностью. Высокие цены держались на различные модели телевизоров, товары цифрового направления и аксессуары (например, игровые приставки). Ценник на мелко-бытовую технику сильно не изменялся.

 

В целом, покупателей сейчас меньше, но это ожидаемое явление: в плане продаж январь-февраль — «тихие» месяцы. Кстати, в прошлом году «ТехноСила» стал единственным магазином в Смоленске, который реализовал телевизор за 1 миллион 80 тысяч рублей ( Samsung с диагональю экрана 85 дюймов). 

Менеджер «ТехноСилы» поясняет, что, не смотря на повышение цен, белорусы все еще покупают технику в данном магазине, при этом говорят, что им выгоднее заплатить пошлину в 10% и купить товар в Смоленске, чем покупать такой же в Белоруссии. Прогнозы по поводу того, что поставщики перестанут поставлять товар, не оправдались. Более того, поставки только увеличились, правда, и цена на них тоже. 

Никому не выгодно, чтобы товар простаивал, поэтому руководство корректирует цены исходя из цен конкурентов, и делает их всегда более привлекательными и выгодными для покупателей. Делается это примерно так: в каждом товарном направлении у каждого дистрибьютора есть 10-15 привлекательных в ценовом отношении позиций.

Допустим, если в одном магазине три телевизора марки LG (42 дюйма) будет дешевле, чем у конкурентов, то, как правило, у них привлекательнее по цене телевизоры другой марки, но таких же технических характеристик. Кроме того, клиенты привлекаются и другими способами. Например, в одном из магазинов действует бесплатная доставка крупногабаритной техники стоимостью свыше 15 тысяч по городу и за его пределы. Также в работе скидочные купоны и бонусные программы. 

 

О ситуации в «М. Видео» в Смоленске рассказала менеджер магазина Екатерина: «У нас цены повышены на товары, которые приходят по новым закупкам. Основная группа товаров, на которые цены возросли – различные модели телевизоров, крупно-бытовая и встраиваемая техника». Что касается цифровой техники, подорожали товары лишь отдельных брендов. Например, продукция Аpple значительно скачет в цене и зависит напрямую от курса доллара, но в общем цена на телефоны этого бренда возросла на 10%. Например, самая распространенная модель телефона  iPhone  – 5S (16 Гб) стоила осенью 2014 года 24990 рублей, сейчас – 31990 рублей. Если взять группу ноутбуков производства Apple, становится видно, что они немного изменили модельный ряд, но при этом оставили достаточно бюджетные варианты с более скромными техническими характеристиками. На них рост цен сказался в меньшей степени. 

 

Представитель компании «Техносат» Андрей Малышев пояснил нам, что группы товаров строго дифференцированы, и очень сложно назвать конкретный процент роста цен. Усреднено, он составил 20-30%. «В целом я бы назвал недавнее повышение цен инерционным, лавинообразным, это результат ажиотажного спроса в декабре и он вполне предсказуем».

Те товары, которые произведены на территории России, подорожали незначительно, а вот продукция с западной комплектацией внушительно подросла в цене. К весне цены на электротовары российского производства снизятся, прогнозирует менеджер. Уже сейчас ситуация нормализуются, поставки возрастают.

В любом случае, все компании стараются сгладить ситуацию за счет акций, бонусов, понижением цены на одну модель, наряду с повышением на другую аналогичную. Никому не нужно, чтобы товар пылился на полках. 

 

В магазине «Эльдорадо» нам отказались как-либо прокомментировать изменение цен и спроса на товары, но мы прошлись по торговым рядам и сделали выводы из собственных наблюдений. Итак, цены, как и везде, возросли практически на все позиции. Особенно бросились в глаза новые ценники на крупноформатные телевизоры, стиральные машины, холодильники. В среднем цена на эти товары поднялась на 10 тысяч рублей. Кондиционеры подорожали на 30%. Как нам пояснил продавец-консультант, раньше самые ходовые модели кондиционеров стоили около 8 тысяч рублей, теперь – 10-12 тысяч рублей. Цена на сезонный товар – обогреватели – тоже внушительно подросла. Если осенью 2014 года они стоили в среднем 10-12 тысяч рублей, то сейчас 13 и более тысяч. 

 

В целом, ситуация такова: поставки товара в магазины нормализовались, цены относительно стабильны, фиксируется хороший спрос на телевизоры, бытовую и мелко-бытовую технику. Первую декаду января люди боялись брать кредиты, теперь и эта проблема снята: технику без опасений берут и в кредит. Покупателей не так много, как в декабре, но магазины явно не пустуют. Приезжают и белорусы, но не в таком количестве, как перед Новым годом. Им даже при таких ценах выгодно покупать технику в Смоленске. Скачкообразного повышения цен не планируется. Но в любом случае, всё будет зависеть от курса валют и экономической ситуации в стране. Чтобы заманить клиента самыми низкими ценами, продавцы прибегают к ухищрениям, поэтому покупателю, прежде чем направиться в кассу, стоит внимательнее изучить цены на товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах. В этом случае «самая низкая цена» вполне может оказаться без кавычек. 

Update:

После того, как материал был опубликован, с нами связался менеджер по связям с общественностью магазина «Эльдорадо» Томас Будрис и дал свой комментарий по данной теме:

«Результаты декабря 2014 года существенно превзошли наши ожидания. Наряду с сезонным ростом спроса в категориях планшетов, смартфонов, мелкой бытовой техники, традиционно выбираемых в качестве подарков, повышенным спросом пользовались телевизоры: на 50% больше, чем в прошлом году – причем был зафиксирован рост среднего чека. В январе наблюдается традиционное сезонное снижение спроса, которое несколько больше чем в прошлом году, но оно обусловлено скорее решением наших клиентов перенести запланированные на январские праздники покупки на декабрь. Тем не менее, в январе структура продаж не изменилась. Цены держатся на уровне конца прошлого года».

Людмила РЫЖИКОВА

SmolNarod.ru